Ваш регион Москва?
Выберите регион
12.01.2016

История первых автомобилей Toyota

Киичиро Тойода — «отец» автомобилей Toyota

Впервые мысль о том, что автомобили совсем скоро превратятся из предмета роскоши для элиты в надежных помощников миллионов людей, пришла в голову Киичиро Тойоды 1 сентября 1923 года (он писал об этом в дневниках). Сын основателя компании Toyota Сакичи Тойоды в тот день находился в Токио в гостях у своего университетского друга. Однокурсники обсуждали свою главную страсть и любимое хобби — автомобили. Время близилось к полудню, во многих домах (а в Токио тогда преобладали частные деревянные постройки) разводили огонь в печках и готовили обед. Внезапно земля сотряслась несколькими сильными толчками, и начали рушиться здания… Сильнейшее землетрясение магнитудой в 8,3 балла по шкале Рихтера практически сравняло город с землей — а то, что пощадила стихия, тут же занялось огнем. Киичиро Тойода чудом спасся от пожара — его подхватил грузовик, проезжавший мимо. Легковые и грузовые автомобили сыграли решающую роль в спасении сотен тысяч жителей города: с их помощью расчищали завалы, тушили огонь и перевозили раненых. Именно тогда Киичиро понял, что четырехколесный транспорт может решать самые разные задачи и его ждет великое будущее.

Спустя ровно десять лет, 1 сентября 1933 года, компания отца Киичиро Тойоды Toyoda Automatic Loom Works, занимавшаяся до этого производством автоматизированных ткацких станков, открыла собственное автомобильное подразделение. Именно оно позже переросло в крупнейшую автомобильную корпорацию Toyota. Путь в десять лет оказался совсем не простым. Киичиро Тойоде пришлось создать японское автопроизводство с нуля — без соответствующего опыта работы, персонала, технологий, с минимумом финансирования. Не раз он был на грани отчаяния, но стремление добиться совершенства (в полном соответствии с философией кайдзен) и вера в великое автомобильное будущее Японии не позволяли ему опустить руки и в конце концов привели к успеху.

Работа над первым двигателем Toyota

В 1929 году Киичиро Тойода возвращался в Японию на борту корабля, шедшего из США. Несколько лет он провел в Великобритании и в Америке — изучал передовое западное машиностроительное производство. Его переполняли не только идеи по усовершенствованию отцовской фабрики ткацких станков, но и амбициозные планы, связанные с созданием первого полностью японского автомобиля. В то время дела у Toyoda Automatic Loom Works шли неплохо: патент на производство автоматизированных ткацких станков приобрела за крупную сумму западная компания, а Киичиро вошел в совет директоров. А вот автомобильный рынок Японии поначалу выглядел неприступным: после землетрясения в Токио в 1929 году его заполонили американские автопроизводители, предлагавшие сравнительно недорогие машины, которые поставлялись по заказу всего за три месяца. Но Киичиро Тойоду это не испугало.

Тойода начал с малого: в свободное от работы время он разбирал и пересобирал заново мотоциклетный двигатель внутреннего сгорания — и пытался его скопировать. Когда это, в конце концов, ему удалось, он заказал новейший американский автомобиль и собрал команду талантливых инженеров для того, чтобы повторить ту же операцию с более сложными механизмами. «Мы с нуля создадим автомобиль для японцев руками японских специалистов», — убеждал он коллег и друзей. И ему действительно поверили: несколько десятков человек согласились работать по вечерам и ночам, без оплаты сверхурочных часов, над созданием настоящего национального автомобиля. Команда разбирала и собирала американский образец несколько раз, пока досконально не изучила, как работает каждый узел. А это более 10 тысяч деталей! После трех месяцев глубокого исследования устройства автомобиля команда наконец приступила к своей главной задаче — работе над двигателем.

В общих чертах двигатель изготавливается так. В спрессованную из песка форму заливается железо. Когда железо, остыв, превращается в деталь, песочную форму ломают и достают заготовку двигателя. Форма двигателя очень сложна, так как в нем предусмотрены многочисленные отверстия для вентиляции и других целей. Эти отверстия делаются путем помещения внутрь будущего двигателя множества маленьких форм — так называемых стержней. Особенно сложно сделать картер, также называемый «водяной рубашкой», — он расположен вокруг цилиндра и предназначен для циркуляции воды, которая охлаждает двигатель. К сожалению, в то время японские литейные технологии были недостаточно развиты. Разработчики словно брели в темноте наощупь: они экспериментировали с составом металла и стержней, совершенствовали процессы дегазации. Раз за разом они терпели неудачу — металл трескался, «водяная рубашка» сминалась. Только спустя несколько лет им удалось найти идеальную технологию и собрать работоспособный двигатель.

Первая модель Toyota A1

К 1934 году Киичиро Тойода и его талантливые инженеры закончили работу над бензиновым двигателем и уговорили главных акционеров выделить средства на создание нового подразделения компании — автомобильного. Несмотря на их успехи, скептиков вокруг хватало: Киичиро откровенно говорили, что он пытается разорить компанию покойного отца (Сакичи Тойода скончался в 1930 году) в погоне за несбыточной мечтой. «Японии экономически невыгодно организовывать собственное автомобильное производство!» — убеждали его. Тем не менее Киичиро Тойода был уверен в своей правоте. В 1935 году был готов прототип первого автомобиля — Model A1. Тестировать прототип Киичиро вызвался самостоятельно: на нем он без инцидентов преодолел тяжелую холмистую дорогу в 300 км длиной от Нагои, где располагалось производство компании, до Токио. На обратном пути он даже приехал на автомобиле на могилу своего отца, чтобы поделиться своими успехами. В этом же году началось строительство первого автомобильного завода компании в городе Коромо — позднее здесь образуется целый автокластер, и город переименуют в Тойота-Сити. Спустя несколько месяцев было налажено массовое производство легковых автомобилей, а затем и грузовиков Toyota. Киичиро Тойода претворил свою мечту в жизнь. Он достиг цели, не побоявшись трудностей и критики и неустанно совершенствуя результаты своей работы — как настоящий японский самурай.

История первых автомобилей Toyota
Михаил Камрюлькин
Редактор