Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Откупорить  пробку по‑японски 

28.06.2017

Токио, если принимать в расчёт агломерацию, — самый густонаселённый город в мире. Как удаётся японцам поддерживать и развивать своё автомобильное движение, не скатываясь до проблемы гигантских автомобильных пробок?

В пределах Большого Токио* проживает 38 млн человек, и ближайшие конкуренты — Шанхай и Джакарта — отстают от столицы Японии на 4 и 8 миллионов соответственно. И даже если не принимать в расчёт жителей пригородов, японская столица остаётся в десятке лидеров с населением в 13,6 млн жителей. Учитывая то, что Москва отстаёт в чистых цифрах и превосходит Токио по площади почти на 25 %, регулярно вставая в одну сплошную пробку, можно предположить, что дела в Стране восходящего солнца должны идти минимум так же, а то и хуже (хотя изнутри московских пробок кажется, что хуже не бывает). Так и было совсем недавно. Одна из самых безумных пробок в истории, к примеру, была зафиксирована в 1990 году именно в Токио. Однако, по отзывам жителей мегаполиса, в последние годы движение постоянно улучшается, и даже в часы пик почти везде можно проехать. У кого ещё поучиться «разруливать» пробки, как не у японцев?

Японская пробка-монстр в 1990 году собрала 15 000 автомобилей и растянулась на 135 км.

Немного науки

Вместо поиска одного магического решения, которое раз и навсегда ускорит трафик, японцы подошли к проблеме пробок со всех сторон. Согласно парадоксу Даунса — Томпсона, среднее время в пути на дорогах стремится уравняться со средним временем движения на железнодорожном транспорте (в том числе метро). Как только поезда становятся быстрее, люди, ценящие время, пересаживаются на них с машин и освобождают дороги. С другой стороны, увеличение пропускной способности дорог путём расширения дорожной сети сначала ускоряет движение, а позже приводит к оттоку пассажиров из поездов, скорость вновь падает, а железнодорожники, теряя прибыль, увеличивают интервалы движения поездов — и здесь скорость также снижается.

Но дело не только в удобстве доступа к станциям. Сам Токио организован так, что остановки и станции метро — это центры жизни. Тут рядом офисы, магазины, рестораны, бары, клубы — до всего, что нужно, не надо идти. И это не единственный способ стимулировать перемещение на общественном транспорте: большинство работодателей в Токио оплачивают сотрудникам проездные! Первое и, пожалуй, главное решение японцев — сделать перемещение без машины более выгодным.

Туда-сюда

Не забывают японцы и о дорожной инфраструктуре. В Большом Токио построена сеть платных магистралей, отделённых от обычных городских дорог: они находятся либо в тоннелях, либо на эстакадах. Таким образом трафик разделяется на транзитный и локальный, и тем, кто собирается проехать через весь город, не приходится толкаться по светофорам рядом с теми, кто отправился в соседний супермаркет. Правда, поговаривают, что эти шоссе очень запутанные, а проезд по ним дорог. Ещё одно ограничение экономического характера.

Велодорожки помогают добираться до метро или работы тем, кто живёт дальше пешей доступности

Найти место

Конечно, тезис «в Токио крайне сложно поставить машину» не совсем верен. Паркингов в городе немало. Цены, правда, велики, а тарификация начинается с 10 минут. Большинство ресторанов и торговых центров также имеют парковки. Они платные, если находятся в центре, и бесплатные, если удалены. Однако не обольщайтесь, если припаркуетесь у ресторана и пойдёте по делам: на выезде у вас могут спросить чек. Кстати, о штрафах. Прежде за соблюдением правил парковки в Токио следила полиция, и наказание ждало водителя, оставившего машину более чем на час. Чтобы фиксировать нарушение, инспекторы делали мелом отметки на шинах и записывали время. Если автомобиль двигался, отметки смещались, и штраф не выписывался. Многие двигали машину буквально на полметра либо вообще стирали мел и в итоге парковались как попало. Однако теперь контроль за парковкой поручили частным компаниям, а штрафы выписываются прямо на месте.

Ж/Д в помощь

Развитие железнодорожного транспорта — одна из важнейших основ организации движения. Сложнейшая сеть метро и железных дорог стала визитной карточкой японского мегаполиса. В Большом Токио по состоянию на 2014 год насчитывалось 4714 км путей. На самой крупной станции Синдзюку фиксируется 3,5 млн человек в сутки. Для сравнения: дневной поток всей московской подземки — 6 млн человек. Кроме того, в Токио есть в среднем одна станция на каждые 4 км2, то есть из дальнего уголка района до метро идти максимум 1,5 км. В Москве эта цифра втрое выше.

Токийская железнодорожная сеть
  • 158
    железнодорожных линий

  • 40 000 000
    пассажиропоток всей системы в день, из них 22 % (8,6 млн) пользуются метро

  • 48
    компаний-перевозчиков

Застолбить место

Но существует и другой комплекс мер по решению «пробочного» вопроса. Так, перед покупкой автомобиля японцу необходимо представить документы о собственности на парковочное место. Это известный факт, но подробности обычно за кадром. Дело в том, что парковочное место можно купить (или арендовать) где угодно, но машину на учёт вы сможете поставить лишь в том случае, если стоянка находится в радиусе двух километров от места постоянного проживания. Это ограничение кажется абсурдным, но введено для того, чтобы знакомая москвичам ситуация «парковка далеко, я устал, поставлю машину у дома» не возникала. Раньше, кстати, ограничение составляло 500 метров — видимо, со временем японцы стали вчетверо менее ленивыми.

Потрясающее изобретение японцев — автоматизированный паркинг. Авто паркует система лифтов, таким образом экономится много места

Закон суров, но...

Кроме того, в Японии вообще нельзя парковаться вдоль дорог с 1957 года. Вы можете оставить автомобиль на одном из немногих размеченных паркингов за деньги, обычно не более чем на час. Встать бесплатно тоже можно, но только с позднего вечера до 3 утра. Выспаться и уехать не выйдет. Если вы не видите никаких знаков — парковка запрещена по определению. Драконовские меры? О да. Но они работают. Правда, в комплексе с оптимизацией общественного транспорта, иначе взвыли бы даже японцы.

С 1957 года в Японии вообще нельзя парковаться вдоль дорог. Вы всё ещё жалуетесь на знаки?

На оптимизацию трафика настроена и система управления светофорами. Алгоритм их работы в Токио нацелен на некоторое замедление потока машин, чем достигается выравнивание скорости в целом. Побочным эффектом такого подхода стало невероятное снижение количества аварий с участием пешеходов — до 1,3 случая на 100  000 человек.

При всей суровости японских ограничений, ложащихся на плечи водителей, автомобили в семьях далеко не редкость. Просто их использование заметно отличается от привычного. Вместо того, чтобы ездить на машинах в офис каждый день, японцы пользуются ими в выходные, если хотят отправиться за город. А в течение недели в основном ездят за покупками. Это, правда, тоже приводит к пробкам на выезде и въезде в город, особенно в дни государственных праздников. Но их гораздо меньше, чем рабочих будней. Так что с этим японцы тоже разберутся.

Похожее по теме