Как сделать серийный автомобиль особенным, неповторимым?
28.06.2017Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе
От машины — к человеку
Таичи Оно, легендарный управляющий Toyota и апологет философии генти генбуцу («увидеть своими глазами»), стоял у конвейера часами и размышлял. Порой он приходил на завод рано утром, вставал в очерченный мелом круг и не двигался с места, пока ещё одна идея об улучшении рабочего процесса ни приходила ему в голову. Таким образом в 1950-х в Японии сформировалась непрерывно совершенствуемая производственная система — основа знаменитого качества Toyota.

Систему образуют несколько базовых принципов, направленных на улучшение всего производственного процесса, уменьшение издержек и постоянную оптимизацию производства за счёт поэтапного контроля качества. И, пожалуй, одним из главных элементов этой довольно сложной системы можно назвать философию джидока: разделение человека и машины для обеспечения стопроцентного качества.

Конвейер Toyota — образец слаженной работы машины и человека, где последний важнее

«Мы должны быть не рабами, а повелителями машин, — объясняет ветеран Toyota Мицури Каваи, ответственный за возвращение мастеров. — Чрезмерная механизация приводит к потере духа творчества, стремления к постоянному самосовершенствованию». В отличие от машин, люди могут замечать нетипичные дефекты, креативнее и внимательнее подходить к проверке своей работы, а значит — продолжать непрерывное развитие философии джидока.
Всё началось с автоматического ткацкого станка, изобретённого Сакичи Тойодой. При обрыве нити он выключался, помогая сохранить большое количество материала и моментально выявить возникшие проблемы. Джидока, в отличие от других принципов производства Toyota (вроде системы «точно вовремя», где даже новичок может видеть движение материалов или карточек канбан), практически незаметна глазу.
Вот пример: на одной из сборочных линий возможна установка шести типов генераторов. Электронный сигнал от передатчика, закреплённого на шасси автомобиля, направляется на линию, и лампочка показывает оператору, какую модель установить на конкретный мотор. В случае ошибки линия останавливается автоматически. И таких устройств, проверяющих соответствие деталей, допуски и зазоры на сборочной линии, масса.
Пару лет назад компания Toyota объявила, что планирует пойти против современных трендов и замещать роботизированные сборочные линии живыми людьми.
До прихода в компанию Таичи Оно один человек на заводе обслуживал одну машину, но философией джидока энергичный управляющий изменил это правило, поручив рабочим следить сначала за двумя, а затем за тремя и даже большим количеством автомобилей.
Но это не означало, что сотрудники превращались из квалифицированных кадров в бездушную машину, точно вставляющую деталь А в отверстие Б. В этом и есть отличие японской системы от подхода Генри Форда. Мастер на заводе Toyota не должен ставить рекорды скорости сборки: напротив, при любой неисправности он сразу тянет за шнур-андон, вызывая бригадира.
Андон — ещё один важный принцип в производственной системе Toyota, который входит в философию джидока. Если рабочий не успел вовремя закрутить гайку или увидел брак, не замеченный автоматикой, он останавливает конвейер.

Мастер на заводе Toyota не обязан ставить рекорды скорости сборки. Важнее другое: при обнаружении дефекта, не замеченного чуткой автоматикой, рабочий должен остановить сборочный конвейер
Похожее по теме