Kaizen: непрерывное улучшение

Если вы не встречались с другом три дня, присмотритесь
получше, и вы увидите, что в нем изменилось.

Старинная японская мудрость

Мало кто любит неожиданности. Отношение к серьезным и внезапным событиям примерно одинаково у народов всего мира. Но, пожалуй, только в Японии научились относиться к переменам как к обязательной и необходимой части жизни. И более того, в Японии умеют использовать перемены себе во благо.

Перемены в Японии — это стиль жизни. Постоянное стремление к позитивным изменениям уже давно стало основополагающей концепцией в бизнесе, семейной и общественной жизни. Все пытаются что-то улучшить: в себе, в своем жилище, на рабочем месте. В японском языке слово «перемены» пишется иероглифом «кай», а слово «хороший, лучший» — «дзен». Так из сочетания двух иероглифов складывается термин «кайдзен», объясняющий философию постоянного совершенствования.

Особенность этой концепции в том, что все изменения носят непрерывный характер: каждый день человек или компания, если речь идет о бизнесе, двигаются к намеченной цели небольшими шагами.

По словам главного идеолога кайдзен Масаки Имаи, именно этот принцип стал основой послевоенного «японского чуда». В 1950-е годы людям и предприятиям не оставалось ничего иного, кроме как каждый день добиваться новых успехов и идти вперед — иначе они просто не выжили бы.

Сегодня принцип кайдзен лежит в основе японской философии производства и применяется на большинстве японских предприятий. Более 60 лет этот принцип применяется в Toyota. С самого основания Группы компаний «БИЗНЕС КАР» при участии Toyota Tsusho Corporation кайдзен пришел и в Россию.

Кайдзен каждый день

Когда у Юити Оакамото, бывшего вице-президента Toyota Technical Center, спросили о секрете успеха компании, он улыбнулся в ответ. «Мы используем совершенный способ разработки новой продукции, — сказал он с легкой иронией. — Он называется «пять почему». Столкнувшись с какой-либо ошибкой или решая какую-то проблему, мы пять раз задаем вопрос «Почему?», и это помогает нам справиться с любой ситуацией». «Пять почему» — одна из излюбленных методик философии кайдзен. Она позволяет найти первопричину неполадки и постепенно двигаться вперед без привлечения существенных финансовых затрат на исправление ошибок в дальнейшем. Также оценивать положительные изменения можно с помощью пяти ключевых элементов кайдзен — «пять С». Они включают в себя: «сейри» — сортировку, «сейтон» — порядок, «сейсо» — чистоту, «сейкецу» — стандартизацию, «сицуке» — дисциплину. Перед тем как приступить к изменениям, необходимо пройти все эти стадии. Таким образом, уже много лет все бизнес-процессы в Toyota строятся по принципу «пяти С».

ГК «БИЗНЕС КАР», являясь дочерней структурой Toyota Tsusho Corporation, тоже давно придерживается философии кайдзен. Регулярно во все дилерские центры сети приезжают специалисты, занимающиеся постоянным улучшением стандартов и бизнес-процессов.

Каждый посетитель центра может собственными глазами увидеть аспекты присутствия философии кайдзен, например, посетив содержащуюся в идеальной чистоте зону сервиса. А еще в специальной анкете любой сотрудник может написать свои предложения по улучшению текущих процессов в компании.

В каждом дилерском центре находится специальная доска с надписью «Кайдзен» и ящик, похожий на почтовый, в который можно опустить бланк со своим предложением. Ежемесячно во время так называемых технических комиссий рассматриваются все предложенные идеи и принимаются решения о целесообразности их внедрения или доработки. Результаты оценки анкет вывешиваются на доску, а те, чьи предложения запускают в работу, получают материальное вознаграждение. Таким образом, философия кайдзен — это поддержание, постоянное и непрерывное совершенствование стандартов, то есть ежедневная работа многих людей в ГК «БИЗНЕС КАР», приносящая свои плоды.