Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

У автогонщика нелёгкая работа

27.05.2018

Пилот Константин Терещенко, которого поддерживает ГК «БИЗНЕС КАР», закончил ещё один сезон. Мы собрались было традиционно подвести его итоги и поинтересоваться планами на будущее, но задумались: мы знаем практически всё о профессиональной жизни Константина, а что происходит вне трека? Каково это вообще — быть пилотом? Сплошное удовольствие или тяжёлая, изнурительная работа? К нашей радости, Костя согласился внести ясность.

Об учёбе и начале карьеры

Впервые я сел за руль карта в семь лет. На первых порах это было для меня увлечением, но очень скоро я погрузился в это занятие настолько, что на полном серьёзе задумался о карьере спортсмена. Хорошо помню, как непросто приходилось в школе: гонки гонками, а общее образование никто не отменял! Ничего, справлялся. Потом перешёл во взрослый класс (это я о картинге, если что) — пришлось много ездить по России. Учил уроки в самолётах, гостиницах, иногда пропускал по 2–3 учебных дня в неделю, приходилось навёрстывать. Кстати, получил аттестат без троек, в этом смысле школа оказалась и «школой жизни», здесь мне окончательно стало ясно: хочешь добиться успехов — надо трудиться, трудиться и трудиться!

RACING-MEXICO-FORMULA V8 3.5

Тренировки каждый день

Автогонщик тренируется не только на треке. Этот вид спорта требует хорошей физической формы, так что даже в межсезонье (сезоны имеются в виду, конечно, гоночные) приходится активно заниматься в тренажёрном зале. Кроме того, есть специальные методики для «прокачки» скорости реакции, баланса, координации движений… Так что для того, чтобы быть профессиональным пилотом, мало понимать физику поведения автомобиля — нужно быть готовым к высоким нагрузкам.

Об отдыхе и увлечениях

Несмотря на напряжённый график, у меня достаточно свободного времени. Парадокс? Нет! Просто когда летишь на другой конец планеты и «зависаешь» там на несколько дней в отеле, как можно жаловаться на недостаток времени? Я люблю слушать музыку — она позволяет отвлечься и скрашивает часы перелёта. Я, наверное, одним из первых смотрю все крутые киноновинки, а некоторые потом ещё и пересматриваю. Когда-то увлекался лыжным фристайлом, но однажды очень неудачно упал и долго восстанавливался после падения — больше не рискую.

Перелёты и отели — часть работы. Если очередной этап проходит в Америке или Азии, приходится прилетать заранее, чтобы организм адаптировался, скажем, за неделю. Так что я, как правило, успеваю изучить весь город и окрестности, посмотреть самое интересное, но не всегда тянет на экскурсии.

О режиме и ограничениях

Чтобы держать себя в тонусе, нужно жить «в режиме». Например, каждый день я встаю в 9 утра — исключая разве что дни адаптации после смены нескольких часовых поясов. Каждый день — два часа тренировок в спортзале. Жёсткой диеты у меня нет — обмен веществ вроде бы нормальный, поэтому и «запретных» продуктов тоже нет. Хотя нельзя алкоголь в больших количествах (а ближе к гонке — в любых), нельзя сладости, причём за неделю-две до гонки. Высокий уровень сахара в крови снижает реакцию, а для гонщика это, как вы понимаете, недопустимо. Ну и конечно, особое внимание к медикаментам. Автогонщики — те же спортсмены, они проходят такой же допинг-контроль, как лыжники или атлеты. Все прекрасно помнят различные курьёзные случаи, когда банальные капли в нос или болеутоляющее, использованное спортсменом накануне соревнования, приводили к положительной реакции на допинг. И это не придумки журналистов: действительно, нужно очень внимательно изучать состав любого препарата, прежде чем его принять. В отличие от олимпийцев, у меня нет «на подхвате» медицинской бригады, которая решала бы всё за меня, — вот и приходится вникать во все нюансы самому. К счастью, организм меня не подводит и крайне редко просит о помощи.

Я подписал контракт с командой AVF Racing и теперь буду выступать в европейской серии ELMS. Уверен, это будет нечто захватывающее!

Самоконтроль и дисциплина

Автогонщики, как и любые другие профессиональные спортсмены, постоянно проходят проверки на допинг. Причём проба может дать положительный результат, даже если ты как огня боишься запрещённых препаратов и близко к ним не подходишь.

Но выпил болеутоляющее или средство от простуды, не посмотрев состав, — и имеешь все шансы нарваться на неприятности. Так что даже вне трека нужно помнить, что ты спортсмен.

О физической форме и тренировках

Уверен, многие прочитали чуть выше про спортзал и почесали затылок: «Зачем гонщику-то качать мышцы?» Ну да, ещё один распространённый стереотип: если на фурах целыми днями вполне уверенно ездят пузатенькие мужички, то уж на болиде-то часок «прокатиться» — раз плюнуть. Давайте по порядку. Во-первых, болид очень сильно отличается от любого другого транспорта на колёсах. У него широченные колёса, обутые в резину с отменным сцеплением. И самое главное, никаких гидроусилителей! Вы и представить себе не можете, какие усилия гонщик прикладывает к рулю! Это очень изматывает. Идём дальше: перегрузки. Тут, надеюсь, всё ясно — ты только что «топил» на высшей передаче за 250 км/ч, а тут перед поворотом надо сбросить до 120 и резко набрать скорость при выходе. Постоянные разгоны, торможения, боковые ускорения — всё это тоже даётся непросто. Добавьте сюда волнение и постоянно меняющуюся обстановку, которую приходится мгновенно анализировать. Нужна тренированная сердечно-сосудистая система для работы «на высоком пульсе». А погода? А жаркий климат? Частенько сидишь в кокпите при +50 °C на солнце, в плотном закрытом комбинезоне и шлеме, сразу после старта начинаешь активно работать мышцами… И, заметьте, в отличие от тех самых пузатеньких мужичков, никаких кондиционеров у нас нет! Так что нагрузки на организм просто чудовищные, и как бы ты хорошо ни умел рулить, какой бы мощной ни была твоя машина, без хорошей физподготовки в гонках делать нечего.
Кстати, когда я говорю о тренировках, имею в виду не только «железо» и кардионагрузки. Тренировать приходится внимательность, координацию движений, баланс, реакцию… Да-да, эти «скилы» тоже можно прокачать. Например, тренажёр, развивающий скорость реакции, отдалённо напоминает детский игровой автомат, в котором нужно быстро бить молотком по выскакивающим из лунок мышам. Только тут всё проще и без издевательств над животными: нужно быстро дотронуться до включившейся лампочки.

 

О славе и поклонницах

Интересно, как вы представляли себе гонщика до того, как я рассказал о себе? Эдакий мачо, который целыми днями катается на крутых тачках и щелчком пальца собирает вокруг себя толпы поклонниц? Да уж, Голливуд постарался представить нас именно такими. На самом деле всё гораздо проще и прозаичнее. «Крутая тачка», то есть твой болид, достаётся тебе только на тренировках и этапах гонки — это не личный автомобиль, в который ты сел и поехал. Например, за сезон‑2017 я проехал всего 200 кругов (у нас для измерения не принято пользоваться часами или километрами), причём отнюдь не ловил кайф, а работал. Конечно, я хотел бы ездить в два, в три раза больше, но для формульного болида это безумно дорогое удовольствие. Так что если не хотите такой «сладкой жизни» для своего сына — отдавайте куда угодно, только не в автоспорт. Хотя у каждого своё видение этой самой «сладкой жизни» — я вот, к примеру, понимаю, что все эти годы провёл не зря. Как бы тяжело ни было, автоспорт стал частью моей жизни. Слава, поклонницы — об этом совершенно не думаешь, особенно в те секунды, когда сидишь в кокпите и ждёшь зелёного светофора… Вот ради этих секунд и хочется жить.

Похожее по теме