Роботы начнут работать в автосалонах!

29.06.2018

Нам выпал редкий случай – поговорить с инженером. Нет-нет! Речь не об обычном разработчике автомобилей, а о человеке, который создаёт будущее в виде роботов-гуманоидов! Думаете, их время не пришло? У Томотаки Такахаши другое мнение!

Томотаки Такахаши

Родился 27 марта 1975 года, а в 1999 году основал Robo-garage при Киотском университете. Первые задачи, которые были решены командой Такахаши Томотаки, — достижение человекоподобными роботами той же плавности движений, какую демонстрируют и люди. Томотаки много сотрудничал с японскими производителями игрушек, по заказу которых наделял искусственным интеллектом роботов для детей. Автор нескольких изобретений и даже создатель целой футбольной команды роботов.

Business Car Style: Как случилось, что вы увлеклись робототехникой? Это было детское увлечение или пришло позже?

Томотаки Такахаши: Да, я, как и многие сверстники, увлекался фантастической литературой, среди героев которой мне как раз и приглянулись роботы.

У ваших роботов есть интересная особенность: они человекоподобные, хотя для выполнения некоторых функций было удобнее использовать не две ноги, на которых передвигается человек, а четыре. Это ваша принципиальная позиция — делать именно андроидов?

Вы знаете, помимо производственных функций с роботом ведь ещё можно и пообщаться — это немаловажно. И нужно это не для развлечения, а для того, чтобы человек объяснил на привычном для себя языке, что нужно сделать. И если собеседником в этом случае является робот-гуманоид, он примет задание и уже сам начнёт командовать всей техникой на своём языке.

Ваши роботы побывали и в труднодоступных местах на нашей планете, и в космосе. Где, на ваш взгляд, пределы использования роботов? Есть ли какие-то функции, которые роботы никогда не смогут выполнять и оставят это человеку?

Я думаю, самое сложное для робота сегодня — это научиться поддерживать светскую беседу.

То есть границы его возможностей сегодня лежат именно во взаимодействии с человеком?

Нет, на самое деле круг ограничений существенно шире. Скажем, роботы не могут стирать руками и готовить еду на таком же уровне, как и человек. Они могут выполнять чётко поставленные задачи.

68_71_Interview_Takahishi_154

Доступны ли роботу чувства?

— Зачем вы обучаете ваших роботов имитировать человеческие эмоции? И не просто обучаете, а вкладываете в развитие этого навыка большие ресурсы.

— Я считаю, что это может быть достаточно важной частью «функционального набора», ведь в будущем многое может поменяться и в общении между людьми. И здесь нужно сделать так, чтобы робот мог приспособиться к любому собеседнику, а не оперировал несколькими программами, заложенными в его голову. Кроме того, такая восприимчивость робота вызывает у человека симпатию, человек начинает относиться к роботу уже как к одушевлённому существу. Вот смотрите: у нас редко появляется симпатия к автомобилю, мы же не воспринимаем его как собаку, как члена семьи, как друга… Это для нас всего лишь необходимый в быту предмет. А вот робот как помощник, с которым вы разговариваете так же, как и с человеком, обязан вызывать у вас симпатию. Это нужно прежде всего для комфорта человека, а не робота.

Заменит ли робот друга?

— Есть такое популярное мнение, что социальные сети в данный момент заменяют людям личное общение, многие даже начали реже встречаться с друзьями из-за этого. Не считаете ли вы, что появление роботов усугубит ситуацию? Зачем встречаться с человеком, когда есть такой маленький друг, который всегда в хорошем настроении и всегда поддержит беседу?

— Я считаю, что люди всё время ищут разные способы общения: раньше они просто разговаривали, потом стали обмениваться письмами, потом — звонить друг другу по телефону, потом появились соцсети — именно как эволюция способов общения. Мы не перестаём общаться, просто меняется метод общения. Поэтому в дальнейшем люди смогут использовать для коммуникации между собой и робота, а могут и не использовать — и это вовсе не означает, что как такового общения между людьми станет меньше.

Несколько вопросов по роботу «Киробо-мини». Он заявлен как робот-посредник. Это его основная функция — или всё-таки есть какая-то более важная?

Именно основная, мы поэтому и сделали его маленьким и недорогим — мы хотим, чтобы как можно большее число людей убедилось, что он может обучаться, привыкать к хозяину, запоминать его привычки. А для мытья посуды или приготовления пищи «Киробо-мини» не годится — он же маленький, умещается на ладони.

Мне бы очень хотелось, чтобы в будущем было так: человек покупает автомобиль Toyota, и в комплекте к нему идёт вот такой вот замечательный робот. А модификации этого робота в будущем обязательно будут работать в сфере продаж автомобилей. Именно в автосалоне с его большой проходимостью, где за всеми не уследишь, «Киробо-мини» станет просто незаменимым помощником. Он будет фиксировать эмоции посетителей — то, чего не может сделать ни одна аппаратура. И мы будем видеть, что при взгляде на одну модель посетитель улыбается, а при взгляде на другую остаётся равнодушным.

Кстати, «Киробо-мини» ведь может обмениваться информацией с моделями Toyota и с фирменной системой «умный дом». Как далеко уже зашла эта интеграция? Может быть, уже есть какие-то отзывы от потребителей?

Пока вся эта коммуникация работает скорее в тестовом, экспериментальном режиме. Мы наблюдаем, время от времени выпускаем обновления и собираем отзывы. Кстати, не исключены и изменения в конструкции.

Некоторых как раз пугает такое развитие робототехники, многие даже предполагают, что в скором времени некий искусственный интеллект подчинит себе человечество. Возможно такое в обозримом будущем?

Если вы посмотрите последние сводки новостей, вы поймёте, что до сих пор люди представляют куда большую опасность, чем искусственный интеллект. Сегодня искусственный интеллект применяется точечно, для выполнения совершенно конкретных функций. И если вы посмотрите, как он развивается, вы поймёте, что он ещё не так развит, чтобы пугать им детей.

Одно из громких изобретений Томотаки Такахаши относится к 2009 году – его Ropid мог по голосовой команде человека подпрыгнуть или совершить пробежку. Собственно имя робота – это комбинация слов Robot и Rapid (быстрый).

Как вы справедливо заметили, люди опаснее роботов, не случится ли так, что роботов начнут применять в армии или для подавления митингов, к примеру?

Моя сфера, в которой я создаю роботов, очень далека от военной тематики, поэтому мои разработки никуда дальше этой сферы не пойдут. С другой стороны, я понимаю, что применение роботов в военном деле — вещь полезная: скажем, он может разминировать минное поле. Даже если он взорвётся — ничего страшного, зато люди останутся живы.

В дальнейшем вы планируете развивать в роботах именно интеллект, эмоциональную составляющую?

Да, я хочу уделять внимание как раз эмоциональной сфере, и тут предстоят серьёзные маркетинговые исследования. Не забывайте, что тот же «Киробо-мини» — это коммерческий продукт, и подход здесь должен быть тот же, что и в автомобилях. Мы должны выяснить, за какие черты характера робота люди готовы платить.

В то же время не нужно забывать и про широту функционального назначения: здесь тоже надо понимать, чего хочет потребитель. Дело в том, что как игрушка робот может быстро надоесть, а как помощник не надоест никогда. Но самое важно здесь то, что наши роботы могут обмениваться информацией и друг с другом.

Человекоподобный MANOI PF01 был ростом в 40 см и состоял из ста деталей. Он мог общаться с человеком с помощью 50 слов и выражений и работал от трёх литий-полимерных батарей, заряжающихся всего за 20 минут. Среди примечательных функций – способность балансировать на одной ноге.

А есть ли какие-либо сдерживающие факторы при производстве роботов сегодня? К примеру, производство электромобилей сдерживает стоимость высоковольтных аккумуляторов…

Здесь тоже есть свои проблемы, и главная заключается в том, что люди в массе своей консервативны и с подозрением относятся к новым вещам. Поэтому, чтобы добиться на рынке успеха с роботами, мы должны плавно вводить их в жизнь человека.

Похожее по теме

  • Персидский код

    Президент «Клуба путешествий» Михаил Кожухов рассказывает, почему в Иране действительно надо побы

    29.06.2018
  • Мне очень захотелось ездить на новой Toyota Сamry!

    Следующим автомобилем актёра Вадима Андреева, после расставания с Toyota Camry предыдущего поколе

    29.06.2018
  • Лучшее корпоративное медиа

    Журнал BUSINESS CAR Style подтверждает звание лучшего СМИ транспортной сферы.

    29.06.2018
  • Автодилер года

    ГК «БИЗНЕС КАР» и Тойота Центр Рублёвский стали лауреа­тами престижной российской премии в област

    29.06.2018
  • Toyota Ichiban

    Тойота Центр Кемерово стал одним из лучших в Европе по показателю уровня удовлетворённости клиент

    29.06.2018
  • Lexus Kiwami

    Дилерский центр Лексус-Левобережный второй раз вошёл в десятку лучших в Европе.

    29.06.2018
  • Награда президента

    По итогам прошлого года сразу три дилерских цент­ра ГК «БИЗНЕС КАР» стали  лауреатами премии «Наг

    29.06.2018
  • Hinode Power Japan

    В конце апреля в павильоне №75 ВДНХ состоялся ежегодный фестиваль японской культуры.

    29.06.2018
  • Познать и узнать

    Несмотря на территориальную близость, обилие японской техники и продуктов вокруг, мы довольно сму

    29.06.2018
  • Крузанутые

    Все знают его как «усатого дядьку, который ест тараканов». Сегодня популярный телеведущий Михаил

    29.06.2018
  • А если рыба – свежая?

    Знаменитые петербургские шеф-­повара и простые финские домохозяйки ­делятся ­своими ­восхитительн

    29.06.2018
  • У автогонщика нелёгкая работа

    Мы знаем практически всё о профессиональной жизни пилота Константина Терещенко, а что происходит

    29.06.2018