Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Одежда? Нет, экипировка!

28.04.2019

Знаете ли вы, что комбинезон гонщика легко выдерживает открытое пламя, а визор (стекло шлема) – попадание дроби из ружья? Рассказываем об этих и других секретах экипировки пилотов.

Вы замечали, насколько безупречно выглядят профессиональные автогонщики? Дело не только в их отличной физической форме, но и в экипировке: элегантно сидящем комбинезоне, мягких высоких ботинках, разукрашенном шлеме… Конечно, создатели экипировки стараются сделать её эффектной, но это отнюдь не главная задача. Любой элемент одежды гонщика создан прежде всего для его защиты в аварийной ситуации. Сегодня мы побеседуем с профессиональным гонщиком Константином Терещенко, которого поддерживает ГК «БИЗНЕС КАР», и попытаемся открыть вам некоторые секреты профессионального гардероба гонщика.

Уехать от огня

Весной-2018 во время питстопа на гонке «500 миль Индианаполиса» сотрудник одной из команд, ответственный за дозаправку, допустил попадание топлива на горячую поверхность болида. Топливо моментально вспыхнуло, но паники не возникло: персонал чувствовал себя защищённым от высокой температуры. Возгорание на питлейне быстро потушили, а пилоту дали команду стартовать — ему удалось сбить пламя напором набегающего воздуха.

Говоря об аварийных ситуациях, мы, разумеется, имеем в виду не перегрузки при авариях и столкновениях — в таких случаях работают ремни безопасности, шлем и прочный монокок болида. Но уже после столкновений нередко возникают и не менее опасные ситуации — к примеру, возгорания. Соседство топлива и раскалённых поверхностей очень опасно: любая утечка грозит обернуться серьёзным пожаром. Вплоть до 80-х годов прошлого века большинство подобных инцидентов становились фатальными для пилотов. Одной из контрмер, призванной сохранить гонщикам жизнь при возгорании, в своё время стал… отказ от использования ремней безопасности!

Современные автогонки намного безопаснее: возгорания по-прежнему случаются нередко, но теперь благодаря протектированным бакам они носят локальный характер. Но полностью опасность пострадать от огня всё-таки не исключена. И вот тут на помощь приходит тот самый стильный комбинезон — неизменный атрибут любого гонщика. На самом деле это очень высокотехнологичное изделие, которое должно отвечать огромному списку требований FIA (Международной автомобильной ассоциации).

Прежде всего, это термозащита. Внешний слой гоночного комбинезона выполнен из негорючего материала номекс: он выдерживает до полуминуты воздействия открытого пламени (хотя нормативы для экипировки «Формулы-1» требуют всего 11 с). Кроме того, номекс обладает отличной термоизоляцией: и в самом пекле температура внутреннего слоя повышается очень медленно, и времени достаточно, чтобы покинуть болид. Огонь — это один из главных врагов гонщика, так что даже логотипы спонсоров вышивают огнестойкими нитями.

Константин Терещенко, профессиональный гонщик:
«У меня два сшитых по индивидуальным меркам комбинезона, и они сидят идеально, но есть одна проблема: во время гонок в южных странах в любой экипировке очень жарко. Даже если ты просто сидишь в машине под солнцем в ожидании старта. В какой-то степени спасает вода: в некоторых сериях у гонщиков есть «электропоилка». Нажимаешь кнопку, и по специальному шлангу подаётся вода из специальной ёмкости. Если вы заметили, многие гонщики после финиша первым делом скидывают с себя верхнюю часть комбинезона — теперь вы знаете почему».

Сложность для изготовителей экипировки заключается в специфике работы гонщика. Это не космонавт, которого можно одеть в жёсткий скафандр. Здесь одежда должна быть максимально удобной, чтобы не мешать движениям и не вызывать дискомфорта даже при длительном ношении. Именно поэтому комбинезоны делают многослойными, а для внутреннего слоя используют максимально мягкий материал. Комбинезоны могут отличаться по структуре, тканям и, соответственно, весу, но на воротнике каждого из них указан стандарт, которому они соответствуют (например, FIA 8856-2000). В экипировке без такой омологации к гонкам не допустят.

Комментарий К. Терещенко

«К шлемам в автогонках предъявляют действительно очень высокие требования. Если в ходе заезда ты сильно ударился им о силовую структуру машины, он теряет омологацию и подлежит замене. Это не лишено смысла: при контакте с твёрдой поверхностью в нём могут появиться микротрещины, снижающие уровень безопасности. Поэтому у каждого гонщика, как правило, два шлема. У меня их тоже два: один дождевой, с антизапотевающим покрытием визора, второй — для сухой погоды. Но деления по погоде на самом деле не существует: ты можешь просто заменить визор при необходимости и ехать дальше».

Кстати, огнеупорность и термозащита — не единственные требования для комбинезонов. Есть и другие: например, у каждого такого элемента одежды есть так называемые эполеты (петли на плечах, похожие на погоны). Эполеты здесь тоже не для красоты: в случае если пилот потерял сознание при столкновении и не может сам покинуть болид, подоспевшие маршалы именно за эти петли и вытаскивают пострадавшего из тесного кокпита. Соответственно, есть норматив на усилие, которое должны выдерживать эполеты: по одному из действующих стандартов это 300 Н.

Не менее важным элементом экипировки пилота можно назвать шлем. Если вы присмотритесь к архивным фотографиям середины прошлого века, то обнаружите, что на гонщиках был некий головной убор из обычного текстиля. Пилоты надевали такие «шлемы» вовсе не для защиты от возможных ударов, а для того, чтобы уберечь волосы от летящей грязи и масла. И хотя скорости были невелики, любой более-менее серьёзный инцидент приводил к травмированию головы пилота.

Потом появились модели с пластиковой «скорлупой» и поглощающим удары наполнителем, но вплоть до конца 1960-х годов они так и оставались открытыми. Лишь ближе к 1970-м стали использовать полностью закрытые шлемы (защищающие нос, подбородок, глаза) — сначала в шоссейных мотогонках, а потом и в автомобильных соревнованиях.

Что касается современных шлемов, то в прошлом году FIA выпустила новый стандарт 8860-2018. В нём ужесточены требования, касающиеся безопасности головы. С 2019 года гонщики «Формулы-1» будут выступать только в шлемах нового стандарта (чуть позже он начнёт действовать и для других серий). Разница с образцами прошлого сезона будет заметна на глаз: высота проёма под визор теперь станет на 10 мм меньше. При этом к последнему теперь предъявляются значительно более серьёзные требования по прочности: визор должен выдерживать попадание дроби весом 1,2 г, выпущенной из пневматического ружья!

Шлем по FIA 8860-2018 должен выдерживать:

  • удар металлического снаряда массой 225 г, летящего со скоростью 250 км/ч;
  • удар четырёхкилограммового металлического предмета, движущегося со скоростью 28  км/ч;
  • попадание дроби весом 1,2 г, выпущенной из пневматического ружья;
  • температуру 790 °С и при этом не поддерживать горение.

Одна из задач комбинезона — дать время гонщику на покидание кокпита при пожаре.

Комментарий К. Терещенко

«Появление HANS я считаю одним из самых важных нововведений в гонках, если говорить о совершенствовании безопасности. Эта защита удерживает голову гонщика от продольных перегрузок во время интенсивных торможений и от поперечных в быстрых виражах. В итоге нагрузки на шею значительно снижаются, а мышцы намного меньше устают в длинных гонках. Ну и конечно, риск получить фатальную травму в столкновениях минимизируется».

Впрочем, и возможностей шлема вскоре стало недостаточно. Ведь, по сути, он защищает саму голову, а при серьёзных столкновениях пилот может получить перелом основания черепа и позвоночника. Представьте себе сильный фронтальный удар: голова (пусть и в шлеме) сначала по инерции движется вперёд, а после остановки болида — ещё и назад (эффект хлыста).

Именно поэтому с 2008 года во всех гоночных сериях под эгидой FIA ввели как обязательный элемент экипировки HANS (Head And Neck Support device). Это та самая штука, которую вы видите под шлемом и на затылке гонщика.

Многие считают современные автогонки скучноватыми: зрителям хочется видеть контактную борьбу, частые обгоны… Пусть так, но уже не первый год именно безопасность в приоритете у организаторов гонок.

Похожее по теме

  • Птичка моя!

    Самое популярное блюдо на каждый день – это птица

    28.04.2019
  • Балканский пирог

    Если вы смотрели фильмы Эмира Кустурицы, то главное о Сербии и Черногории вы уже знаете.

    28.04.2019
  • Осенний трип по Горной Шории

    Команда «Сибдепо» и Тойота Центр Кемерово продолжает поездки по малоизведанным местам Кузбасса28.04.2019

  • Дмитрий Сычёв: «Полихачить могу только на треке»

    Нам посчастливилось встретить известного футболиста в Тойота Центр Рублёвский...

    28.04.2019
  • Японский деликатес

    Toyota порадовала любителей «горячих» седанов спецверсией модели Mark X...

    28.04.2019
  • Обновление и физподготовка

    Купе Lexus RC обновилось летом 2018 года, а сейчас настала очередь спортивной версии RC F.

    28.04.2019
  • Американское наследие

    К 60-летнему юбилею продаж Toyota Land Cruiser на рынке Нового Света подготовлена специальная вер

    28.04.2019
  • Безопасность — в массы!

    С 2015 года количество проданных автомобилей Toyota с комплексом систем активной безопасности...<

    28.04.2019
  • UXнули!

    На территории клуба «Газгольдер» 9 февраля состоялась презентация самого маленького кроссовера ма

    28.04.2019
  • Морозам и вьюге вопреки

    Колонна из пяти автомобилей двинулась в путь в рамках ставшего уже традиционным трипа «Февральска

    28.04.2019
  • Львиная доля

    Венецианские гондольеры, тирамису из Тревизо и обширные виноградники под Вероной. Всё это — симво

    28.04.2019
  • «Синкансен»

    Почему «новая скоростная магистраль» на самом деле новая?

    28.04.2019