Крузанутые

11.06.2018

Все знают его как «усатого дядьку, который ест тараканов». Программы о его приключениях часто показывают по телевизору, и может показаться, что он только и делает, что путешествует по миру и снимает про это передачи. Но это не так: сегодня популярный телеведущий Михаил Кожухов ездит по свету уже не с телевизионной командой, а с Клубом путешествий, который носит его имя. Не изменилось только одно: он по-прежнему рассказывает о своих поездках увлекательнейшие истории.

Уже лет пять я путешествую с клубом, который нескромно называется «Клуб путешествий Михаила Кожухова». И среди наших путешествий есть то, что невозможно сравнить ни с чем, — экспедиции на барке «Крузенштерн». Не случайно тех, кто на нём побывал, называют «крузанутые»: с человеком, который однажды попадает на борт этого корабля, происходят необратимые перемены. Впервые я попал на «Крузенштерн» лет шесть назад, когда снимал кино «Нева» и «Надежда». Первое русское плавание кругом света». Часть этой истории мне нужно было рассказать на парусном судне, и правильнее всего было это сделать на корабле, который носит имя главного героя фильма. Так я оказался на борту «Крузенштерна» и понял, что жизнь моя никогда не будет прежней.

Выжиматели ветра

«Крузенштерн» — уникальный корабль. В мире осталось очень мало механизмов сопоставимого возраста, а таких больших парусников больше нет вообще. В начале XX века их было около 80. Их называли винджаммеры — «выжиматели ветра». Задачей этих больших парусных грузовиков была возить селитру из Чили и хлеб из Австралии. Они преодолевали расстояние от Сантьяго до Европы за 17 суток, не заходя в порты, тогда как пароходам нужна была дозаправка. Немецкие и английские корабелы, их строившие, воплотили в этих судах всё лучшее, что было накоплено человечеством за тысячелетия истории паруса.

Но так распорядилась история: из этих 80 красавцев осталось три корабля-музея и только два рабочих корабля — это «Крузенштерн», бывшая «Падуя», и «Седов», бывший «Командор Йонсен». Ни благополучная Англия, ни проигравшая Германия не сумели сохранить на плаву эти парусники. Так что когда «Крузенштерн» заходит в порт Бремерхафен, где он был построен, и на его борт поднимаются немцы, у которых, казалось бы, есть все основания проявлять неудовольствие, что после войны эти корабли перешли в собственность СССР, единственное чувство, которые они испытывают, это чувство благодарности — потому что мы сумели сохранить эти корабли. Суда были отремонтированы, переоснащены, и сейчас «Крузенштерн» — это вполне себе современный корабль, оснащённый всем необходимым. Однако всё управление судном осуществляется в ручном режиме. Именно это делает его особенным: паруса «Крузенштерна» ставятся и убираются руками курсантов. И в мире есть не более 10 человек, которые могут вывести эту махину длиной в 115 метров и возрастом 92 года в открытое море.

Паруса «Крузенштерна»

Барк «Крузенштерн», ранее «Падуя»

Возраст: 92 года
Длина: почти 115 метров
Общая площадь парусов: около 4 кв. км

 

Под северным солнцем неверным,
Под южных небес синевой
Всегда паруса «Крузенштерна»
Шумят над моей головой.

А. Городницкий,
«Паруса «Крузенштерна»

88_93_kruzen313

«Крузенштерн» приписан к Калининградской академии Балтийского флота. И каждый год на нём проходят практику сотни мальчишек и девчонок. Есть, конечно, и постоянный экипаж — и это совершенно особенные, фантастические люди. Они беззаветно преданы кораблю и ребятам-курсантам. И это создаёт на борту какую-то особую территорию. Изюминка наших экспедиций на «Крузенштерне» как раз в том, что и мы там вовсе не пассажиры! На время плавания мы тоже становимся «практикантами», в каком-то смысле членами экипажа.

Когда наша группа прилетает в один из европейских портов, мы садимся в автобус и едем на причал, чтобы подняться на борт «Крузенштерна», я чувствую себя, словно главный герой фильма «Сталкер» Тарковского. Потому что я знаю, что дальше будет происходить с моими попутчиками. Я видел это уже не один раз. Сначала они будут растерянно стоять на палубе. Потом подружатся с моим приятелем — старшим боцманом Михаилом Приваловым, человеком, у которого лицо будто вырублено топором, но сердце безгранично доброе. Они спустятся в каморку парусного мастера Игоря Майорова, с лица которого никогда не сходит улыбка. Они сделают селфи с капитаном Михаилом Еремченко… На второй день под присмотром боцманов и в сопровождении матросов мои вчерашние сухопутные товарищи поднимутся наверх — на ванты и реи, и самые смелые из них примут участие в следующем «парусном аврале» наравне с курсантами. Для остальных найдётся работа на палубе.

88_93_kruzen153

И я знаю наперёд, что все члены моей группы, не сговариваясь, изменят свои аватарки в соцсетях — теперь они будут на фоне парусов, улыбаться и смотреть наверх. И все они, без исключения, будут реветь, когда мы сойдём в порту, проведя неделю на борту «Крузенштерна». Когда капитан включит песню Городницкого, которая уже стала гимном парусника, а мальчишки выстроятся вдоль бортов и будут махать нам бескозырками…

К чему нужно быть готовым

«Крузенштерн» — не круизное судно, а «практикантов» не ждёт курортный «морской отдых». Нет баров, бассейнов и шезлонгов. Нет гостиничного сервиса. Есть командная работа и суровая морская романтика.

 

Последний из «Летающих П»

Грузоперевозчик, неприкаянный странник, путешественник, спортсмен и кинозвезда — этот корабль, казалось, прожил не одну, а несколько жизней: прошёл невредимым войну, разруху, сменил имя и флаг, был переоборудован, но остался на плаву.

Будущий «Крузенштерн» — барк «Падуя» — был спущен на воду с верфи немецкого Бремерхафена в 1926 году. Он пополнил эскадру винджаммеров судоходной компании Фердинанда Лайеша — семейство знаменитых «Летающих П-лайнеров», самых быстрых парусников в истории. По традиции все они назывались на букву П, а имя «Падуе» дала дочка владельца, Кристина — в честь итальянского города.

Как и старшие братья и сёстры, «Падуя» была предназначена для скоростных трансокеанских перевозок: из Америки она возила селитру для динамита, а из Австралии — зерно. Были и ближние перевозки: после одного из таких рейсов, в 1939 году, барк «застрял» в Штеттине. Началась война, а у парусника не было противоминной защиты. Ещё пять лет его буксировали из порта в порт — «Падуя» оказалась беззащитна перед авиацией и подводными лодками.

В 1946 году по соглашению о репарациях корабль перешёл в собственность СССР. Его ждала новая жизнь. «Крузенштерн» совершил несколько кругосветных плаваний, принял участие в многочисленных парусных регатах и не раз становился чемпионом. Сейчас это учебное судно Калининградской морской академии, а также излюбленная площадка для кино и телевидения: где же ещё ставить фильмы о морских путешествиях, как не на последнем великом паруснике XX века?!

«Парусный аврал» — это «код» на всю жизнь

Когда надвигается циклон, предвидится сильное волнение, капитан бережёт и судно, и мальчишек-курсантов, и старается уйти от шторма «под мотором» — то есть без парусов. Но когда циклон останется позади, а ветер будет благоприятным (кстати, для таких кораблей попутный ветер — это плохо, работает по-настоящему только одна мачта — бизань; лишь при боковом или противном ветре корабль может использовать всю мощь своего парусного вооружения), можно будет поднять все паруса. Тогда раздастся три коротких звонка, и вахтенный офицер дежурно произнесёт: «Парусный аврал! Пошёл все наверх!» И 120 мальчишек и девчонок, а также самые отчаянные из нашей группы, как муравьи, полезут на реи. А те, кто остался внизу, задрав голову и замирая от страха, будут смотреть, как это происходит. Когда «Крузенштерн» распускает все свои паруса — это зрелище, с которым просто нечего сравнить! Четыре квадратных километра неземной красоты!

Морское многоборье: гонки на надувных лодках вокруг корабля,  перетягивание каната, концерт на палубе

Морское многоборье: гонки на надувных лодках вокруг корабля, перетягивание каната, концерт на палубе

Я уже пять раз возил группы на «Крузенштерн» и очень люблю наблюдать за их дальнейшей жизнью в социальных сетях. Это что-то невероятное! Люди продолжают общаться, встречаться, прилетают друг к другу в гости из других городов, приходят встречать «Крузенштерн», когда он заходит в порты, например в Санкт-Петербург, приезжают в Москву и устраивают «пельменные авралы», как это они делали на корабле. Они превращаются из обычных нормальных людей в «крузанутых». И бесконечно счастливы от этого. А я радуюсь, что причастен к этому маленькому чуду. Возможно, это иллюзия, но мне кажется, что каждый раз, когда я схожу на берег, я становлюсь на капельку лучше. Или, по крайней мере, мне хочется так думать.


ВАЖНО ЗНАТЬ:

Длительность путешествия: 5–6 ночей на борту.
Период: с марта-апреля до сентября-октября.

Распорядок дня: полная занятость. Теоретические и практические занятия. Знакомство с кораблём, основы навигации, управление парусом, умение завязывать морские узлы и пр.

Возраст: от 15 лет и далее без ограничений — самому взрослому нашему «практиканту» было 72 года.

Навигация: «Крузенштерн» выходит из Калининграда. Посадка-высадка проходит в различных портах Европы.

Морская болезнь. На судне есть стабилизатор качки. Но при шторме в 10–12 баллов может возникнуть дискомфорт, рекомендуется брать с собой препараты от укачивания.

Размещение и питание: кубрики на 6 или 8 мест. 4-разовое питание.


 

Паруса «Крузенштерна» имеют площадь около 4 кв. км

Паруса «Крузенштерна» имеют площадь около 4 кв. км

Похожее по теме