Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Душа страны

20.08.2018

Иностранцы, впервые приезжающие в Страну восходящего солнца, пребывают в состоянии культурного шока от многих аспектов здешней жизни. В особенности поражает туристов автомобильная фауна, и не только многочисленные тюнинговые монстры, но и микроскопические автомобильчики, в избытке заполняющие улицы мегаполисов. В Японии их называют кей-карами.

Япония — заповедник уникальной автомобильной культуры. Она сродни Новому Свету или Австралии, где можно встретить машины, характерные исключительно для этих стран. Сумасшедшие тюнинговые снаряды, словно пришедшие из каких-то фантастических миров, причудливые локальные модели знакомых брендов, незнакомые взгляду европейца марки — всё это меркнет по сравнению с кей-карами. Крошечные создания, снующие в запруженных центрах мегаполисов и лабиринтах и закоулках городских трущоб. Кто создал их и, главное, для чего?

Слово кей-кар (kei car) происходит от японского kei jidosha, то есть «лёгкий автомобиль». Отметим сразу: кей-кары занимают нишу между квадроциклами, которые во множестве встречаются в европейских столицах, и автомобилями.

Корни этого удивительного явления следует искать в послевоенной эпохе — времени, когда большинство крупных государств испытывало нехватку ресурсов, пущенных на военный сектор. Миллионы тонн стали ушли на нужды фронта. Топливо, в несметных объёмах сгоревшее в танковых и авиационных моторах, было в дефиците. С другой стороны, и большинство населения послевоенной Японии могло себе позволить разве что мотоцикл, но никак не личный автомобиль, поэтому в конце сороковых годов была разработана концепция утилитарного транспорта как для частных владельцев, так и для хозяев малого бизнеса — транспорта, который был бы дёшев не только при покупке, но и при страховании и налогообложении. Этакий четырёхколёсный мул — скромный и непритязательный, экономичный и «льготный».

В 1949 году правительственные органы сформировали технические требования к новому классу сверхлёгких четырёхколёсных транспортных средств. Объём четырёхтактных двигателей не должен был превышать 150 «кубиков», а двухтактники не выходили за 100-кубовую границу. Предельные габариты относили кей-кары к чему угодно, только не к автомобилям в привычном понимании: максимальная длина упиралась в 2,8 м. В ширину машинки могли быть не более метра, зато высота могла достигать двух метров! Из всех первоначальных ограничений именно высота кей-кара дошла до наших дней без изменений.

Сказать, что кей-кары распространены у себя на родине, – не сказать ничего! В 2014 году машины данного типа нашли 2,3 млн покупателей, то есть 40 % от общего объёма японского рынка легковых авто.

Согласно стандартам, вступившим в силу 26 июля 1950 года, литраж вырос вдвое — до 300 и 200 куб. см соответственно, а на следующий год моторы достигли объёма 360 и 240 «кубиков». Постепенно росли и габариты. Высота осталась абсурдно большой, в то время как длина прибавила 20 см, а вширь микромобили раздались на 30 сантиметров.

dusha_strany1

В апреле 1955-го произошла новая коррекция стандартов, в результате чего двухтактники сравнялись по литражу со своими четырёхтактными собратьями. Считается, что именно тогда и состоялось рождение кей-каров в привычном сегодня понимании. Постепенно малыши становились всё популярнее и совершеннее — в шестидесятые годы некоторые модели получили дисковые тормоза и даже автоматические коробки передач.

В 1966 году Daihatsu, один из старейших автопроизводителей Японии, явил миру симпатичный хетчбэк Fellow с задними ведущими колёсами, а также его варианты с кузовом вэн и пикап. Уже через три с половиной года «парнишка» переехал на переднеприводную платформу и стал одним из ключевых игроков сегмента. На его бытность пришёлся пик популярности кей-каров: в 1970 году продажи микроавтомобилей достигли 750 тысяч экземпляров! Увы, спустя всего пять лет сегмент, подкошенный ужесточившимися экологическими нормативами, рухнул примерно до 150 тысяч машин в год. Стандарты вновь пришлось переписать, и это возымело действие!

В начале 1976 года автопроизводители, радевшие за более мощные моторы, добились своего: новый закон снял оковы с литража, и теперь агрегатам позволялось вырасти до 550 куб. см. Новшества касались и габаритов: предельно допустимое значение ширины выросло на 10 см — до 1,4 м, а длина растянулась на 20 см и достигла 3,2 м. Но и эти ограничения пали в 1990 году.

dusha_strany5

На рубеже десятилетий предельно разрешённый литраж вырос до 660 «кубиков». Автопроизводители начали подстёгивать движки турбонагнетателями, но законодатели в борьбе за экологию ограничили мощность на отметке в 64 л. с. Таковой отдача остаётся и поныне. Последняя корректировка произошла в 1998 году, когда длину «подтянули» до 3,4 м, а ширину — до 1,48 м.

Кей-кары и, в частности, продукция Daihatsu всякий раз адаптировались под новые требования. Компании есть чем похвастаться — она предлагала микромобили на любой вкус и кошелёк. Успехи Daihatsu не укрылись от зоркого взгляда топ-менеджеров Toyota: автогигант начал потихоньку покупать акции производителя кей-каров и в 1988 году завладел контрольным пакетом.

Один из самых известных кей-каров Японии — старожил Daihatsu Mira, ведущий свою историю с 1980 года и начинавший с крошечного двухцилиндрового моторчика, перешедший затем на трёхцилиндровые агрегаты. Удивительно, но в стане кей-каров имеются и кроссоверы, по крайней мере, так можно интерпретировать внешность Daihatsu Cast.

dusha_strany4

Среди коммерческих кей-каров вспомним «головастика» Hijet, первое поколение которого появилось ещё в конце… 1960 года! Или — вот уж истинная экзотика! — микрофургон Midjet, ведущий свою родословную от трёхколёсного грузовичка, появившегося в 1957 году.

В Японии кей-кары всюду, это одно из популярнейших национальных автомобильных блюд. Жаль, что в нашей стране к практичным сверхкомпактным автомобилям, как правило, относятся с предубеждением.

dusha_strany2

Похожее по теме

  • Стейки для гриля: бери ниже!

    Еда на свежем воздухе – разве это не прекрасно? Особенно летом, когда даже тёплый дождик в радост

    20.08.2018
  • Нормандская дыра

    Жители Нормандии знают секрет хорошего пищеварения. Это le trou Normand — «нормандская дыра». Что

    20.08.2018
  • Сменил «Формулу» на прототип

    Этот гоночный сезон для российского гонщика Константина Терещенко, которого поддерживает ГК «БИЗН

    20.08.2018
  • Роботы начнут работать в автосалонах!

    Нам выпал редкий случай – поговорить с инженером Томотаки Такахаши, который создаёт будущее в вид

    20.08.2018
  • Персидский код

    Президент «Клуба путешествий» Михаил Кожухов рассказывает, почему в Иране действительно надо побы

    20.08.2018
  • Мне очень захотелось ездить на новой Toyota Сamry!

    Следующим автомобилем актёра Вадима Андреева, после расставания с Toyota Camry предыдущего поколе

    20.08.2018
  • Лучшее корпоративное медиа

    Журнал BUSINESS CAR Style подтверждает звание лучшего СМИ транспортной сферы.

    20.08.2018
  • Автодилер года

    ГК «БИЗНЕС КАР» и Тойота Центр Рублёвский стали лауреа­тами престижной российской премии в област

    20.08.2018
  • Toyota Ichiban

    Тойота Центр Кемерово стал одним из лучших в Европе по показателю уровня удовлетворённости клиент

    20.08.2018
  • Lexus Kiwami

    Дилерский центр Лексус-Левобережный второй раз вошёл в десятку лучших в Европе.

    20.08.2018
  • Награда президента

    По итогам прошлого года сразу три дилерских цент­ра ГК «БИЗНЕС КАР» стали  лауреатами премии «Наг

    20.08.2018
  • Hinode Power Japan

    В конце апреля в павильоне №75 ВДНХ состоялся ежегодный фестиваль японской культуры.

    20.08.2018