Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Шаг за шагом каждый день

17.09.2016

Группе компаний «БИЗНЕС КАР» исполняется двадцать пять лет. За четверть века маленькая прокатная фирма выросла в группу компаний — владельца крупнейшей в России сети дилерских центров марок Toyota и Lexus. Счет открытых дилерских центров уже идет на десятки, количество сотрудников — на тысячи, а клиентов — на сотни тысяч. В 1991 году в штате совместного предприятия «БИЗНЕС КАР» было всего пять человек, и в их числе — бессменный генеральный директор Алексей Терещенко.

«Успешная компания — это та, которая, показывая высокие результаты, всегда думает о будущем и инвестирует в него. Это компания, где люди хотят работать, которая всегда готова к любому кризису. Успешность — это готовность к неожиданному развитию событий на рынке».

— Алексей Александрович, в «лихие» девяностые было модно называть фирмы выдуманными сочетаниями букв, но вам удалось предугадать современную суть компании: автомобильный бизнес на высшем уровне. Неужели это было запланировано? Почему компания называется «БИЗНЕС КАР»?

— Потому что компания образовалась как прокатная, и основными нашими клиентами, на которых мы фокусировались, были представительства японских фирм. Отсюда название: автомобиль для бизнеса.

— Кем были ее основатели в 1991 году? Чем занимались ваши коллеги? Как возникла идея совместного предприятия?

— Большой вопрос. (Смеется). Тогда я был главным инженером автопредприятия Министерства внешних экономических связей, занимался автомобилями, обслу­живанием министерства. С Ильей Александровичем Пименовым (исполнительным директором ООО «СП БИЗНЕС КАР») мы учились вместе в институте, еще в студенческие годы были неразлучными друзьями. После института наши дорожки разошлись. В 1980-м я на два с половиной года уехал на Байкало-Амурскую магистраль. Грандиозная была и стройка, и школа возмужания. Работа в эк­стремальных условиях дала для жизни очень много… А когда вернулся, устроился в первый спецавтокомбинат Главмосавтотранса. Илья Пименов был в шестом — мы работали в разных управлениях, но в одной системе. Затем он открыл свой кооператив и занялся частным бизнесом. В конце восьмидесятых в СССР вышел закон о совместных предприятиях. В 1989 году совет­ско-японскую внешнеэкономическую комиссию возглавлял господин Эдзаки, председатель совета директоров Toyota Tsusho Corporation. На заседании в Москве он предложил создать совместное предприятие. Поскольку Toyota Tsusho Corporation представляла концерн Toyota, естественно, их интересовали автомобили. Но машины в СССР продавали только специализированные внешнеэкономические объединения, поэтому выбор пал на прокатный бизнес. Мне как специалисту по автомобилям предложили изучить тему, я работал над ней около полутора лет. В декабре 1990 года мы подписали учредительный договор, в феврале 1991-го я был назна­чен генеральным директором, а в апреле того же года к компании присоединился Илья Александрович Пименов.

ОТ АРЕНДЫ К ПРОДАЖАМ

— Компания начинала с услуг по аренде машин. Когда вы решили заняться и продажей автомобилей?

— Мы видели будущий рынок и хотели стать теми, кто его создает. Как только частные компании получили право заниматься этим бизнесом, естественно, мы захотели участвовать. Однако руководство Toyota Tsusho было скорее против. Нам помогло подразделение, которое занималось запасными частями, — под его эгидой мы открыли магазин по продаже запчастей. На самом деле это был наш первый автосалон. Так, почти нелегально, начали заниматься автомобильным бизнесом.

— Первый дилерский центр компании открылся в 1996 году. Расскажите, как это было.

— Продавать автомобили мы начали в 1993-м. Первый салон размещался на территории сегодняшнего Тойо­та Центр Серебряный Бор. А в советское время там был магазин «Мото Ява», на первом этаже которого мы и открыли автосалон «BC Тойота Цусё». Естественно, мы понимали, что одна только продажа — это не путь развития. Клиентам нужен полный комплекс услуг, так называемые 3S — sales (продажи), service (обслуживание), spare parts (запчасти). Поэтому о строительстве полноценного дилерского центра думали c самого начала, но наши японские коллеги не сразу одобрили идею. И я до сих пор благодарен господину Фукухаре, который поверил в нас и утвердил проект, минуя некоторые процедуры согласования. Мы получили землю на Балаклавском проспекте и построили первый в России созданный с нуля, по индивидуальному проекту дилерский центр — Тойота Центр Битца. Тогда он нам казался дворцом. Пять лет мы «скитались» по арендованным помещениям, по каким-то бомбоубежищам — и получили идеал. Первый центр строили финны, которые внесли свои технологии. В новинку тогда было всё, и мы очень гордились, что стали первыми.

— А еще вы первыми дали название «Тойота Центр»?

— Идей хватало. Главное, что мы хотели сказать: это не салон, а торгово-­технический центр. Слово «центр» было важным. И мы понимали, что это первый, но не последний для нас центр. А как же называть следующий? Поэтому привязались к географии. По названию клиент должен понимать, где это. Так и родился «Тойота Центр». Выражение стало стандартом — и не только в «Тойоте», но и в других брендах. Удобно, логично и понятно.

— Много ли было конкурентов на автомобильном рынке?

— По сравнению с сегодняшним днем, конечно, немного. Мы прекрасно знали друг друга, тесно общались. Время было интересное: мы вместе боролись с «серыми» дилерами и теневыми схемами поставок. Мы были конкурентами, но важнее конкуренции для всех нас было создание цивилизованного рынка.

СТАНОВЛЕНИЕ БИЗНЕСА

— А как к развитию группы «БИЗНЕС КАР» относились в материнской компании — Toyota Tsusho Corporation? Сразу ли они поверили в российский рынок?

— Поначалу — не очень-то они верили. Понимали, что у России есть потенциал. Но те события, которые происходили в стране в 1991–1993 годах, естественно, накладывали отпечаток на это понимание. Японская сторона осторожно относилась к России. После успешного запуска Тойота Центр Битца материнская компания поверила в нас, и с тех пор мы ощущаем ее поддержку.

— В 2002 году вы первыми начали официально продавать автомобили Lexus в России, открыв дилерский центр «Лексус — БИЗНЕС КАР». Как вы пришли к марке Lexus?

— Lexus в России был известен и до 2002 года, просто машины продавались в дилерских центрах Toyota. С точки зрения Toyota Motor Corporation, это были неофициальные продажи моделей Lexus. Они смотрели на это сквозь пальцы, пока не поняли, что рынок готов к официальному выходу премиального бренда.

— …И опять вы были первыми.

— Естественно, мы были первыми, ведь к тому моменту мы уже несколько лет де-факто были дистрибьютором марки и немало вложили в продвижение бренда еще до того момента, как корпорация Toyota решила представить Lexus в России. Строить отдельный дилерский центр было рискованно: станет ли Lexus окупаться отдельно от «Тойоты»? Мы верили, что так будет, хотя многие тогда сомневались. Но когда посчитали результаты первого года работы — все сомнения отпали.

— «БИЗНЕС КАР» — крупнейшая дилерская сеть марок Toyota и Lexus. Как она развивалась?

— «БИЗНЕС КАР» всегда думает о развитии. Но мы достаточно консервативны. Возможности для открытия новых центров у нас были всегда, однако нам важно их качество. Мы концентрировали развитие в Москве и в регионы шагнули не сразу. Регионы — это известные сложности, удаленное управление компанией. Некоторые московские автомобильные холдинги до сих пор не выходят за пределы столицы: успех региональных центров зависит от налаженной управленческой системы. В течение многих лет мы создали эффективную систему корпоративного управления предприятием федерального уровня. Многие фирмы хотели бы иметь совместные предприятия с группой «БИЗНЕС КАР», но мы всегда консервативно подходили к выбору партнеров, искали лучших. Для нас важна качественная сеть, за количеством не гнались. После прихода официального дистрибьютора ООО «Тойо­та Мотор» в 2002 году стало гораздо легче. Они взяли на себя огромную часть работы, мы же сфокусировались на операционной деятельности. И сейчас, спустя много лет мы благодарим дистрибьютора за поддержку в развитии сети Группы компаний «БИЗНЕС КАР», которая дает нам возможность создавать новые дилерские центры. Мы чувствуем эту поддержку и поныне.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

— Расскажите о корпоративной культуре в группе компаний «БИЗНЕС КАР». В чем ее сильные стороны?

— Наша миссия гласит, что одна из главных движущих сил компании — это сотрудники. «БИЗНЕС КАР» — площадка для молодых и талантливых, которым мы помогаем профессионально расти — учиться, используя возможности нашей Академии. ACADEMY BUSINESS CAR — сильная сторона, которая отличает нас от конкурентов. Сотрудники — это наша ценность. Мы не только работаем вместе, но и отдыхаем: коллеги играют в футбол, хоккей, охотятся, рыбачат, путешествуют, участвуют в ежегодном конкурсе профессионального мастерства.

— Легко ли вести бизнес в России?

— Были годы, когда действительно было тяжело — «лихие» девяностые никто не забудет. В остальном — не думаю, что сложнее, чем в других странах. Есть специфика, но законы бизнеса везде одинаковы. Они лишь адаптируются к местным особенностям. Многие говорят, дескать, у нас в России тяжело, законодательство нестабильное, не знаем, что завтра будет, государство не поддерживает — чушь всё это.

— Расскажите, что вас сильнее всего впечатлило в японской культуре бизнеса.

— Социальная ответственность. Бизнес несет колоссальную ответственность перед обществом. Нам в России этого не хватает.

— Что такое успешная компания, есть у этого понятия какие-то признаки? Существует ли формула успеха?

— Интересный вопрос. Успешная компания — та, которая, показывая высокие результаты, всегда думает о будущем и инвестирует в него. Это компания, где люди хотят работать, которая всегда готова к любому кризису. Есть много показателей успеха, но существенная доля рынка, какие-то значения прибыли, количество проданных и обслуженных автомобилей — не всегда признаки успеха. Фирма может показать высокий результат в определенный год или два, но дальнейшее падение запрограммировано. Успешность — это готовность к любому развитию событий на рынке. Как это достигается? Это планомерная работа, риск-менедж­мент, инвестиции в сотрудников, технологии, будущее.

— Важна ли стратегия? Вы много внимания уделяете стратегическому планированию?

— Безусловно. Всё, о чем я раньше говорил, — это всё стратегия. Это моя основная задача как руководителя. Для тактических вопросов у нас есть серьезная, профессиональная команда. Безусловно, в разработке стратегии не один я участвую, задействован весь топ-менеджмент, но, в любом случае, персональная ответственность руководителя компании является ключевой.

— Для чего компании нужна миссия?

— Миссия — это то, что нас объединяет. Миссия рассказывает миру, рынку, обществу, кто мы такие, чего мы хотим. Я всегда говорю, что если руководителю сложно принять решение, он может найти ответ в миссии. Это архиважно — не формальный набор тезисов, высокопарных слов, а определение тех ценностей, которые нам близки и которые мы для себя определили: вот по этим правилам мы будем работать, вот таким путем пойдем.

«Мы видели, что одна только продажа — это не путь развития. Клиентам нужен полный комплекс услуг. Поэтому о строительстве полноценного центра думали сразу. Получили землю и построили его — первый в России созданный с нуля, по индивидуальному проекту дилерский центр».

ВО ГЛАВЕ БОЛЬШОЙ КОМПАНИИ

— Вы помните, как заработали свои первые деньги?

— Еще в школе. Мне было лет семнадцать-восемнадцать. По вечерам я разносил газеты: «Вечернюю Москву» и другие. Я отвечал за семь домов и еже­дневно проводил полтора-два часа на ногах. «Вечерка» и принесла первые деньги. Как сейчас помню: за месяц такой работы получил 17 рублей 50 копеек. Даже помню, что я на них купил — куртку из кожзаменителя.

— Есть ли способности, которых у вас нет, но которыми хотелось бы обладать?

— Не получается делать два дела сразу. Если концентрируюсь на проработке какого-то вопроса, мне требуется время, чтобы переключиться на другой. Вот это я хотел бы уметь.

— Век живи — век учись. Если с высоты сегодняшних успехов посмотреть на пройденный путь и сконцентрировать опыт в одной фразе, то чему вы научи­лись за эти годы?

— Многому, даже сложно выбрать. Например, научился не принимать быстрых решений. Каждый вопрос нужно обдумать. Собери дополнительную информацию, проверь ее. На всё нужно время. На опыте убедился: быстрые решения — они, как правило, неверные.

— 25 лет — большой срок, практически максимальный для российского частного бизнеса, и ваш опыт бесценен. Если бы ваши дети начинали бизнес сейчас, что бы вы им посоветовали?

— Своим детям так всегда и советую: начинайте с малого, четко представляйте главную цель и каждый день делайте движение вперед. Работайте, учитесь, самосовершенствуйтесь. Шаг за шагом. Я очень часто слышу подобное: вот сейчас мы вложим, начнем зарабатывать большие деньги… Чудес не бывает! Нет сейчас сфер, где можно вложить, что-то сделать и начать сразу зарабатывать большие деньги. Нет такого. Всё выстраивается шаг за шагом. И начинать нужно с малого.

Похожее по теме