Впереди планеты всей

09.01.2018

Как только стало известно, что в России стартуют продажи внедорожника Toyota Fortuner, знакомые засыпали меня вопросами: какой автомобиль лучше — Fortuner или Land Cruiser Prado? Отвечаем в деталях на эти и другие вопросы по главной российской новинке Toyota в 2017 году.

Второе поколение Fortuner было представлено меньше двух лет назад. Автомобиль не стали предлагать в Европе и в США. Даже в Китае, где все ведущие мировые автопроизводители стремятся расширить свой модельный ряд, «Форчунера» нет. Там специалисты ещё только изучают спрос, а у нас внедорожник уже стоит в демонстрационных залах!

В своё время Fortuner стал продуктом мирового маркетингового тренда по освоению пустовавших в модельных рядах ниш: на базе пикапов начали выпускать внедорожники с цельнометаллическим кузовом универсал.

Лет с тех пор прошло немало, и Fortuner за эти годы из версии грузопассажирского «вездехода» повышенной комфортности вырос в мультифункциональный, пригодный для повседневного использования и в городе, и на селе универсальный автомобиль. Fortuner подойдёт и для коротких поездок на работу, и для путешествий всей семьёй.

«Умное железо»

28_31_vperedi_planety_vsei04

Не будем, впрочем, забывать, что главное в любой внедорожной «Тойоте» — это трансмиссия. Покупателям этих японских автомобилей не нужно рассказывать, зачем блокируют дифференциал и как обращаться с понижающей ступенью, — они сами кого хочешь научат. Однако, поскольку российским любителям бездорожья ещё только предстоит знакомство с машиной, дадим вводную и посмотрим, чем отличаются трансмиссии Fortuner и Land Cruiser Prado. Сделаем это в самых что ни на есть боевых условиях — в одном из песчаных карьеров Подмосковья, где застревал не один бывалый джипер!

Скажем наперёд: Prado и Fortuner в принципе не подлежат сравнению. Это два разных взгляда на то, каким должен быть внедорожник, альфа и омега внедорожной философии. Стратегия Toyota полностью подтверждает эту мысль: японцы не только ставят на автомобили один и тот же силовой агрегат, но и предлагают их по близкой цене. А почему же базовый Prado у нас дешевле? Очень просто: на нём стоит бензиновый мотор, которого пока нет на Fortuner.

У «Форчунера» в раздаточной коробке нет межосевого дифференциала, зато есть режим с приводом только на заднюю ось. Автомобиль нацелен не только на экспедиционную езду по тяжёлым дорогам — ему и бездорожье только подавай! Однако не стоит спешить подключать передний мост, едва съехав с асфальта. Мы специально сделали большой крюк до песчаного карьера, чтобы оценить машину на разбитой и изрядно смоченной осенними дождями грунтовке. При небольших скоростях (до 50 км/ч) о подключении переднего моста даже и не думаешь, да и подвеска настраивает на спокойную езду, без излишней нервозности, без пробоев срабатывая на выбоинах и неровностях. Сидящим во втором ряду всё нипочём: у «Форчунера» задний мост соединён с рамой не через рессоры, как на пикапе Hilux, а через пружины. И только обитатель галёрки, щуплый внештатник-практикант, просит дальше не разгоняться: всё-таки какую подвеску ни делай, а члены экипажа, разместившиеся в заднем свесе на откидном бортовом месте, время от времени будут получать пинки. Ну, ничего не поделаешь — полевые условия!

28_31_vperedi_planety_vsei06

Трансмиссия Fortuner сделана очень умно: раз уж отключаемый передний мост призван экономить топливо, значит, нужно выжать из этого по максимуму и отключать вместе с ним ещё и один из приводных валов к передним колёсам, чтобы не создавалось дополнительное сопротивление движению перемешиванием масла в дифференциале и главной паре.

Казалось бы, сильно ли сэкономишь от такого решения? Поверьте, помноженное на многокилометровые переезды, оно сохранит владельцу Fortuner не одну тысячу рублей. На Prado такой механизм, конечно, не нужен, ведь у него привод — постоянный, поскольку в раздаточной коробке имеется дифференциал. С одной стороны, не думаешь о лишних манипуляциях с трансмиссией, с другой — всегда едешь «на четырёх колёсах».

С ХОЛОДНОЙ ГОЛОВОЙ

Выехав на шоссе и ослабив трансмиссионный «ошейник», мы с коллегами стали делиться впечатлениями. Заговорили и о том, как можно в двух словах описать характер «Форчунера», оттенив его многолетними потребительскими знаниями о Prado. Последний после осеннего рестайлинга стал больше походить на эдакого пижона, который, конечно, может и с дрелью совладать, и шкаф собрать, и стиральную машинку починить, только будет оттягивать это как можно дольше, как бы поддавшись на уговоры. А Fortuner сразу берёт в руки инструмент, никого не спрашивая, нужно чинить сломавшийся стул или нет. В конце концов, не исключено, что найдутся и такие любители Toyota, которые освободят в своём гараже место для обоих автомобилей.

Рассуждая таким образом, мы ехали по шоссе — и уже через три десятка километров бортовой компьютер начал сообщать нам, что аппетит дизельного мотора сильно поубавился. На парковке я ещё раз бросил взгляд на щиток: менее девяти литров на сотню. «Действительно, — подумал я, — можно путешествовать». И тут же решил, что в ближайшие выходные отправляюсь на завод Toyota под Питером — посмотреть, как мой знакомый технолог налаживает российскую сборку «Форчунеров».

Простота и надёжность

Между тем наша дорога, ведущая к карьеру, стала совсем тяжёлой — держать скорость выше 80 км/ч на заднем приводе в таких условиях уже трудновато. И когда в одном из поворотов я едва не «потерял» Fortuner, понял: хорошего понемножку. Что ж! Начнём жечь солярку и подключим передний мост. В отличие от массы конкурентов, и не только китайских, у Fortuner полноприводный режим на прямой передаче в «раздатке» — постоянный. Здесь нет муфты, которая то подаёт тягу на передние колёса, то размыкает силовую трансмиссионную «ветвь», если электронике показалось, будто машина вдруг очутилась на хорошей дороге. Очень упрощённо можно сказать, что в режиме 4Н все колёса у «Форчунера» в равной степени ведущие.

Если бы вы знали, какое это удовольствие — удерживать «автомат» на третьей ступени и лишь перед самыми опасными виражами понижаться до второй. Стрелка тахометра колеблется около отметки 2200 об/мин — скорость почти под сотню, а попутные машины не рискуют ехать выше 40–50 км/ч! Нет, всё-таки для таких условий инженеры вряд ли придумают что-то лучше самого обычного «парт-тайма», а вот муфты — это, конечно, зло… Кстати, аппетит в таком режиме у Fortuner оказался вполне умеренным: около 13,5–14 литров на сотню. Многовато? Может быть, только уверяю вас, что любители экспедиционных пробегов мечтают именно о такой машине. Просто представьте, что даже снижение средней скорости передвижения со 100 до 80 км/ч даст в сутки меньший пробег, скажем, не 500, а 400 км.

28_31_vperedi_planety_vsei0128_31_vperedi_planety_vsei0828_31_vperedi_planety_vsei07

Что касается самого карьера, упражнения в нём, на удивление, не принесли нам каких-то особенных эмоций — слишком уж невозмутимо полз Fortuner по этим сыпучим возвышенностям. Настолько, что наш коллега с галёрки даже выкрикнул что-то вроде «Нельзя ли побыстрее?». Попутно мы выяснили, что иные горки проще штурмовать даже задним ходом: дело в том, что угол съезда у Fortuner всего на 4 градуса меньше угла въезда, а вот передаточное число заднего хода чуть больше, чем у первой ступени. Выехав из карьера на твердь, мы настойчиво продолжили полевые упражнения, проверив и блокировку дифференциала заднего моста, и тяговые возможности 2,8-литрового дизеля. С включённой «понижайкой» машина совершенно спокойно взбирается на 35-градусный уклон, а вот горок большей крутизны в том поле просто не нашлось.

Автомобиль нацелен не только на экспедиционную езду по тяжёлым дорогам — ему и бездорожье только подавай! Мы специально сделали большой крюк до песчаного карьера, чтобы оценить машину на разбитой и смоченной осенними дождями грунтовке.

Похожее по теме