Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Самая герметичная Toyota

23.08.2019

Компания Toyota представила проект лунного транспорта для JAXA — японского государственного аэрокосмического агентства.

История освоения Японией космоса, может, не столь масштабна, как американская или советская, но при этом не менее интересная и целеустремлённая. И с исторической точки зрения Страна восходящего солнца не слишком уступает мастодонтам. Скажем, первый спутник был выведен на орбиту в 1970 году, а первые экспериментальные пуски ракет, вышедших за пределы атмосферы, состоялись ещё в 1956-м! А кое в чём японцы были первыми: так, зонд «Хаябуса» — первый космический аппарат, доставивший на Землю образцы грунта астероида. Космический аппарат IKAROS стал первым в истории успешно заработавшим космическим парусником, отправленным в межпланетное путешествие. В числе первых запустили автоматическую межпланетную станцию к Марсу. А к 2030 году запланировано строительство базы на Луне. Времени осталось не так уж много, и лидеры японской промышленности стремятся принять участие в программе освоения спутника Земли. Разумеется, Toyota не стоит в стороне от столь значимых и масштабных проектов. Причём автомобилестроителям не пришлось даже профиль менять. Лунный внедорожник — вот что предлагает Toyota агентству JAXA, зная, что это как раз то, что у неё получается лучше всех в мире.

Лёгкий, но сильный

Топливные элементы преобразуют химические реакции кислорода и водорода при помощи платиновых каталитических мембран в электроэнергию, в качестве выхлопа получая чистую воду — это один из самых экологичных и экономичных видов энергии.

Лозунг космической программы Японии звучит как «Промышленное развитие», что означает акцент на новые разработки, которые должны стать нормой и в повседневной жизни на Земле. Всё же надо признать, что планета Земля будет нашим домом ещё многие тысячелетия. Одновременно с этим все самые современные технологии могут и должны быть опробованы в космосе. Это редчайшая возможность, и грех такой не воспользоваться. Что же может заинтересовать Toyota в программе космического агентства, кроме соображений престижа и патриотизма? Новые материалы. Полёты в космосе, где считают даже не граммы, а миллиграммы, требуют особого подхода к технологиям силовых конструкций, а едва ли не самая агрессивная из возможных сред обитания — к устойчивости внешних панелей. Транспорт должен быть одновременно лёгким и невероятно прочным. Если относительно надёжности мы можем не слишком беспокоиться, ведь это ­­всё-таки Toyota, то вопросы тяговооружённости и экономичности выходят на первый план сразу после прочности и лёгкости. Трудно сделать автомобиль одновременно мощным и потребляющим мало топлива. В условиях Луны, понятное дело, это может быть только электромобиль. Но возникает тот же парадокс: много аккумуляторов — это большой вес, мало — недостаточная автономность. Никому не пожелаешь «обсохнуть» ­­где-нибудь в кратере метеорита у Моря Спокойствия… Солнечные батареи и аккумуляторы — отличное решение, если б не размеры и масса. Сочетание технологий — ещё один подход к тому, как надо делать в сложных ситуациях. А ещё эргономика, комфорт экипажа, проходимость, наконец… И с тестами некоторая сложность.

Герметичность

Прямая речь

«Как инженер, — говорит о проекте вице-президент Toyota Сигэки Тераси, — я не представляю себе более волнующего дела, чем создание настоящего внеземного транспорта! Особенно с учётом того, что в нём будет использоваться технология топливных элементов, одного из самых перспективных источников энергии».

До сих пор лунный транспорт был либо автономным, либо жизнеобеспечение пилота целиком возлагалось на собственный скафандр, как в «лунном багги» NASA. Не всегда это удобно… По предварительным данным, внедорожник для Луны будет достигать в длину 6 метров, в ширину 5,2 метра и иметь высоту 3,8 метра. По расчётам Toyota и JAXA, в экипаже будут двое. В экстренном случае на борт смогут взять ещё четверых. В экстренном — потому что сама задумка транспортного модуля в том, чтобы обеспечить жизнедеятельность людей на период расчётного автономного пробега. На одной заправке он должен быть около 1000 км… И всё это время экипаж будет находиться в этом супервнедорожнике, дышать воздухом, есть, пить, работать, наконец. Лунный ровер, как его ещё называют, спроектирован не просто как транспорт, а как самостоятельная научно-­­исследовательская единица. Полностью автономная лаборатория на колёсах, шины для которых, кстати, также разработали в Японии — в Bridgestone. «Гравитация Луны составляет одну шестую гравитации Земли. Поверхность Луны — сложная область, полная кратеров, скал и холмов. Также на Луне трудные внешние условия из-за радиации, температуры и очень тонкой атмосферы. Лунная транспортная концепция Toyota отвечает этим требованиям», — объясняет Коити Ваката, вице-президент JAXA.

Земные прототипы

Лунный внедорожник спроектирован не просто как транспорт для людей и грузов, а как универсальный модуль, как лаборатория, как средство выживания, как экстренный транспорт, наконец. Его автономность – 1000 километров на одной заправке. все системы жизнеобеспечения находятся внутри, и астронавтам нет необходимости оставаться в нём в скафандрах, что существенно облегчает их работу в качестве исследователей нашего спутника.

Технологии, которыми Toyota воспользовалась для создания лунного ровера, вполне себе земные и довольно неплохо освоенные. Начиная с внешности… Да, в дизайне транcпорта для JAXA совершенно недвусмысленно читается облик популярного внедорожника FJ Cruiser, корни которого, в свою очередь, лежат в ранних моделях Land Cruiser серии BJ40/45… Взгляните на переднюю часть, на широкий молдинг со световыми приборами — и сомнений не останется. Технология топливных элементов также хорошо знакома Toyota. На мировом рынке японские разработки считаются самыми надёжными и продвинутыми. Toyota Mirai на водородных топливных элементах продаётся с 2014 года. Сама по себе технология известна давно. Топливные элементы вырабатывают электроэнергию за счёт химической реакции газообразного водорода и кислорода. Единственным побочным продуктом реакции является обычная вода. В процессе реакции молекулы водорода разделяются на электроны и катионы водорода на стороне анода. На платиновом катализаторе анода молекулярный водород теряет электроны, вырабатывая энергию для питания электродвигателя. Но до недавнего времени технология сталкивалась с проблемой «износа» катализаторов, и решили её именно в Toyota. Новое поколение топливных элементов, которое предполагается использовать на лунном внедорожнике, будет свободно от этих проблем. А КПД силовой установки достигнет невероятных в наше время 85 %. По планам Toyota, космические разработки найдут в дальнейшем применение на Земле. «Самое интересное, — говорит Сигэки Тераси, — это то, что силовые агрегаты на топливных элементах не только не загрязняют атмо­сферу, но даже очищают её, удаляя из использованного воздуха вредные примеси». На Луне это пока не так актуально, а для Земли более чем!

Если планы агентства JAXA не изменятся, то уже в 2029 году мы увидим новый внедорожник Toyota. На сей раз космической эры компании…

Похожее по теме

  • 70 лет системе Toyota

    В 2018 году исполнилось 70 лет легендарному методу управления Toyota Production System (TPS).

    23.08.2019
  • Восхождение

    30 лет назад, в январе 1989 года, в реку автомобильной истории влился мощный поток, а на горизонт

    23.08.2019
  • Бойцы особого назначения

    Теперь аббревиатура TRD будет встречаться у нас ещё чаще

    23.08.2019
  • Покоритель сердец

    Toyota RAV4 была популярна в России всегда: может, в её успехе есть какой-то секрет?

    23.08.2019
  • Числа

    30 лет исполнилось бренду Lexus. 12 моделей было выпущено с 1989 года и выпускается сейчас.

    23.08.2019
  • Поспешай не торопясь

    Одним из 14 принципов организации работы в компании Toyota Motor является немаваси...

    23.08.2019
  • Тёмное вдохновение

    Палитра версий внедорожника Lexus LX 570 пополнилась новым исполнением Inspiration Series.

    23.08.2019
  • Приятное с полезным

    Новая трансмиссия Toyota включает в ­себя не только вариатор...

    23.08.2019
  • Богиня восходящего солнца

    О ней слагают легенды, ей посвящают песни, о ней мечтают…

    23.08.2019
  • Бестселлер

    Запуская в 1966 году в производство модель Corolla, маркетологи компании...

    23.08.2019
  • Лучше меньше…

    Не зря говорят, что встречают по одёжке

    23.08.2019
  • Числа

    1200 экземпляров — именно таким числом ограничена партия Toyota Land Cruiser 200 Heritage Edition

    23.08.2019