Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Приятное с полезным

11.05.2019

Новая трансмиссия Toyota включает в ­себя не только вариатор, но и гидротрансформатор и традиционную зубчатую передачу. Благодаря этому она избавлена от типичных недостатков ­вариатора.

Долой углы!

 

Для того чтобы вариатор быстрее реагировал на команды блока управления, конструкторы уменьшили угол, который образуют шкивы: они стали более плоскими, а ремень, соответственно, более узким. В результате при сдвигании или раздвигании шкивов передаточное число меняется быстрее — сокращение времени порядка 20 %. Теперь время смены передачи измеряется десятыми долями секунды — на уровне трансмиссий с двойным сцеплением или даже быстрее!

В жизни часто бывает так, что очень полезная еда оказывается не самой вкусной. Нечто похожее характеризует историю появления на автомобилях вариатора. Самое главное его достоинство — плавное изменение передаточного числа, то есть у него бесконечное число передач. Это позволяет подобрать для любой скорости и любой нагрузки именно то передаточное отношение, с которым силовой агрегат работает наиболее эффективно. Иными словами, происходит максимально возможная адаптация внешней скоростной характеристики двигателя к условиям движения. Очень полезное качество, но многих водителей ранние автомобили с вариатором разочаровывали: при нажатии на педаль акселератора двигатель не увеличивал обороты, а зависал на одной частоте, утомляя сидящих в салоне монотонным воем.

Но значительным недостатком все, кто так или иначе сталкивается с подобным типом АКП, считают её «заторможенность» при резком старте с места — автомобиль трогается так, как будто бы у него за кормой находится отнюдь не лёгкий прицеп. Причина кроется в особенности такой трансмиссии — она не может передавать значительный крутящий момент (а при резком старте возникает его всплеск). Поэтому конструкторы искусственно «душат» мотор с целью недопущения разрушения ремня. Так что решить проблему с медленным разгоном просто установкой более мощного двигателя практически невозможно.

Три в одном

Но разработчики совершенствовали вариаторы и достигли определенных успехов. Однако бесступенчатые коробки передач оставались типичной трансмиссией для небольших автомобилей, которым экономия топлива важнее иных характеристик. К началу XXI века эти проблемы частично удалось решить — автомобили Toyota c CVT появились в августе 2000 года, и их трансмиссия включала не только клиноременный вариатор, а ещё и гидротрансформатор, привычный по традиционным конструкциям «автоматов». Но совершенству нет предела, и в 2018 году вариаторы Toyota сделали очередной шаг в развитии.

Трансмиссия Toyota Direct Shift-CVT, разработанная совместно с компанией Aisin AW, получила в дополнение к вышеупомянутому шестерёнчатую первую ступень. То есть она объединила принципы всех основных типов трансмиссии — классической гидромеханической, «механики» и ­вариатора.

Главная особенность — так называемая Launch Gear, «передача для трогания». При старте в коробке задействуется пара шестерён, и крутящий момент от двигателя передаётся к дифференциалу через неё.

Трогание и первоначальный разгон — один из самых сложных режимов движения автомобиля, это знают все, кто обучался вождению на машинах с механической КП. Двигатель должен преодолеть инерцию автомобиля, и для этого нужен максимально реализуемый крутящий момент. Решение Toyota именно это и обеспечивает.

Шестерёнчатая передача имеет гораздо более высокий коэффициент полезного действия, а также выдерживает значительно большую нагрузку, чем шкивы и ремень вариатора. За плавность трогания здесь отвечает гидротрансформатор — такой же, как в традиционных гидромеханических «автоматах». На «механической» первой передаче автомобиль разгоняется быстрее и создаёт у водителя ощущение обратной связи с автомобилем. И лишь после набора скорости примерно до ­25–60 км/ч (в зависимости от интенсивности нажатия на педаль акселератора) подключается клиноременная пара.

Главная особенность трансмиссии Direct Shift-CVT – так называемая Launch Gear, то есть «передача для трогания». На «механической» первой передаче автомобиль разгоняется быстрее.

Меньше, легче и быстрее

Появление дополнительной передачи даёт и другой выигрыш. Благодаря тому, что вариатор используется только на высоких скоростях, передаваемый крутящий момент снижается, и можно сделать шкивы тоньше. Поэтому коробка стала компактнее и легче, а главное — это позволяет снизить инерционные потери почти на 40 %.

На нашем рынке вариатором Direct Shift-CVT пока комплектуется только Lexus UX. Но в США, Канаде и некоторых других странах подобной трансмиссии удостоена еще и Toyota Corolla.

Без ступеней

На автомобиле вариатор впервые появился в 1958 году. Бесступенчатой трансмиссией разработки компании Van Doorne с резиновым армированным ремнем комплектовались изделия фирмы DAF. Но такая конструкция оказалась недолговечной, и в середине восьмидесятых годов прошлого столетия ей на смену пришел толкающий ремень, набранный из металлических сегментов. Именно в таком виде CVT (Continuously Variable Transmission) дожила до наших дней.

Как и практически все современные вариаторы, Direct Shift-CVT даёт водителю возможность самому выбирать передачи. Для этого компьютер может фиксировать шкивы в одном из девяти положений, что создаёт впечатление управления автомобилем с МКП, только без сцепления. А в автоматическом режиме данная трансмиссия имитирует ступени классического «автомата» — такой алгоритм предпочтительнее для большинства водителей. С учётом зубчатой первой передачи всего у Direct Shift-CVT 10 фиксированных ступеней — на данный момент это рекорд для вариаторов, да и вообще автоматических трансмиссий.

Отметим, что Toyota — одна из нескольких компаний в мире, которые устанавливают десятиступенчатые «автоматы» на легковые автомобили.

Launch Gear даёт и другой выигрыш. Благодаря тому, что вариатор используется только на высоких скоростях, передаваемый крутящий момент снижается, и можно сделать шкивы тоньше.

Гидромеханической коробкой Direct Shift-10AT комплектуются Lexus LC и LS. Теперь к «Клубу 10» благодаря Direct Shift-CVT присоединяются Lexus UX и заокеанская Toyota Corolla.

Похожее по теме

  • Богиня восходящего солнца

    О ней слагают легенды, ей посвящают песни, о ней мечтают… Японский автопром подарил миру немало а

    11.05.2019
  • Бестселлер

    Запуская в 1966 году в производство модель Corolla, маркетологи компании Toyota вряд ли предполаг

    11.05.2019
  • Лучше меньше…

    Не зря говорят, что встречают по одёжке. И эта поговорка для компактного Lexus UX особенно актуал

    11.05.2019
  • Числа

    1200 экземпляров — именно таким числом ограничена партия Toyota Land Cruiser 200 Heritage Edition

    11.05.2019
  • Машина времени

    Даже самый выносливый автомобиль со временем нуждается в ремонте, ведь его ресурс отнюдь не безгр

    11.05.2019
  • Тест для лакокрасочной системы

    Компания NIPPON PAINT всегда даёт возможность проверить свой товар в деле.

    11.05.2019
  • Плохого не посоветуем

    Вы уверены, что если придерживаться только регламентных ТО, то автомобиль не будет ломаться? Это

    11.05.2019
  • Великий завоеватель

    История появления на свет седана Lexus LS 400 и того, как он покорял заокеанский рынок.

    11.05.2019
  • Формула превосходства

    Первое впечатление о новом Lexus ES от Константина Терещенко.

    11.05.2019
  • Измениться в лице, но не потерять его

    Популярный пикап Toyota Hilux стал ещё брутальнее в версии Exclusive.

    11.05.2019
  • Не нефтью единой

    В середине семидесятых на дороги СССР время от времени выезжал опытный «москвич», работающий на в

    11.05.2019
  • Счастливый век

    Toyota Century остаётся фаворитом среди руководителей самого разного ранга в Стране восходящего с

    11.05.2019