Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Prado: внедорожная техника

07.12.2019

Современные внедорожные технологии предполагают одновременное присутствие в конструкции автомобиля электронных и механических систем. С каждым годом они сложнее, и для эффективного использования нужны специальные знания. Мы разберёмся в базовых элементах.

Пару десятилетий назад мировые автопроизводители стали делить механические средства повышения проходимости и электронные. Технологии быстро развивались, и системы, управляемые электроникой, эффективность которых ортодоксальными джиперами не раз подвергалась критике, стали работать заметно быстрее и точнее. К тому же они стали намного дешевле в производстве и внедрении, чего не скажешь о механических.

Электронные ассистенты работают наравне с механическими, дополняя их.

Однако время показало, что полагаться только на электронных помощников на серьёзном бездорожье, в дальних экспедициях и в сложных условиях опасно. И на внедорожники вернулись старые добрые механические системы, правда, изрядно модернизированные. Один из самых ярких представителей внедорожного мира, который наиболее полно иллюстрирует удачный симбиоз разных систем, — ​Toyota Land Cruiser Prado. Его мы возьмём для примера, чтобы рассказать о технологии, алгоритме работы и технике применения основных внедорожных ассистентов.

Вредные друзья и полезные враги

В активе у Prado постоянный полный привод с понижающей передачей и блокировкой как межосевого, так и заднего межколёсного дифференциалов. Противобуксовочная система работает там, где жёсткие блокировки не очень эффективны. В дополнение к противобуксовочной в ассистенты включена система Multi Terrain Select, подстраивающая алгоритмы работы блока управления двигателем, дозируя степень подачи тяги в зависимости от грунта. На скользком акселерация автоматически происходит плавно, на пересечённой местности вроде камней — ​агрессивно.

«Что на асфальте хорошо, на бездорожье плохо» — ​этот принцип вполне соответствует действительности, если мы внимательно рассмотрим современные системы полного привода и то, как они ведут себя на дороге и вне её.

Например, дифференциал. У Toyota Prado их три: два межколёсных, один межосевой. Дифференциалы позволяют колёсам и осям вращаться с разной скоростью, что, в свою очередь, помогает машине проходить повороты и разного рода продольные препятствия вроде «лежачих полицейских» без проблем — ​ведь в повороте внешнее колесо проходит больший путь, чем внутреннее, а значит, делает больше оборотов. Если попасть на бездорожье, то велика вероятность потери сцепления одним из колёс и тогда вся мощность мотора будет направлена на него, а дифференциал сыграет плохую службу.

Сперва придумали дифференциал блокировать механическим способом. Работает это крайне эффективно, но напрочь убивает управляемость и сильно нагружает ходовую часть и трансмиссию. После выдумали автоматические механические блокировки. Их КПД был ниже, чем у принудительных, они быстро изнашивались и порой оказывались совершенно беспомощными.

Кроме того, установка «самоблоков» на переднюю ось делала быструю езду опасной, особенно зимой. Не вовремя сработавшая блокировка резко меняла траекторию, приводя к аварии.

В наше время, когда внедорожники стали не просто технически сложными, а высокотехнологичными, крайне важно знать, как именно работают все эти технологии.

Наконец, пришла пора электроники. По­явились противобуксовочные системы. Они стали возможны после внедрения антиблокировочной системы тормозов, поскольку пользуются теми же датчиками, узлами, да и принципом, только наоборот… Если антиблокировочная система, получив от датчиков сигнал, что колесо остановилось, снижает давление в тормозной магистрали и колесо начинает вращаться снова, возвращая управляемость, то противобуксовочная система старается притормозить колесо, вращающееся быстрее других. Дифференциал распределяет тягу равномерно и заставляет другие колёса вращаться.

Нам нет преград!

В реальных условиях это выглядит примерно так: одно из колёс проваливается в яму и начинает буксовать. Машина тронуться не может, а диагональное по отношению к буксующему колесу разгружается иногда настолько, что также не может отработать своё, даже если между осями жёсткая связь. Помните о межосевом дифференциале? Так вот, его блокируют в первую очередь. В серьёзных внедорожниках, как наш герой, это происходит принудительно, в кроссоверах — ​автоматически. Однако это не всегда помогает, особенно в ситуации, описанной выше, которая называется «диагональное вывешивание».

Существует несколько базовых приёмов управления, которые подходят для любого бездорожья.

Итак, два колеса по диагонали вращаются, машина дёргается, но не движется. Вот тут самое время сработать противобуксовочной системе. Отметив, что два колеса стоят, а два вращаются, насос через систему клапанов подаёт тягу на те колёса, которые крутятся. Стоящие на твёрдом получают свою долю мощности от мотора и начинают тянуть машину вперёд. Ну или назад — ​смотря куда вам нужно…

И вот тут скрывается главный, если можно так выразиться, тактический секрет эффективного управления автомобилем с работающей противобуксовочной системой. Да, то, что она уже работает, вы узнаете наверняка: скрежет из-под колёс, дёрганье и мигающий индикатор на приборной панели. Так вот, главный секрет и главный приём заключается в том, что противобуксовочная система работает только тогда, когда вращаются колёса, а они вращаются только тогда, когда вы нажимаете на педаль ­акселератора.

Классическая конструкция рамного внедорожника


Отпустили, испугавшись рывков и скрежета тормозных колодок о грязные диски, — ​давление в тормозной магистрали упало, автомобиль откатился назад, в яму. Всё нужно начинать снова, а яма уже глубже — ​вы ж буксовали… А вот если не отпускать педаль и даже не просто удерживать её в нажатом положении, а плавно продолжать продавливать, то противобуксовочная начнёт работать всё более эффективно, распределяя, условно говоря, тягу между всеми колёсами и делая ваш внедорожник снова полнопривод­ным, но теперь уже на самом деле!

Продолжаем нажимать на педаль газа до тех пор, пока автомобиль не выберется на свободу или не ощутит твёрдую почву под колёсами. Если позволяет место, можно перед «атакой» попробовать немного откатиться назад, но это уже входит в арсенал, который называется «раскачка», и об этом приёме нужно рассказать отдельно.

Раскачка — ​сила!

Разумеется, в процессе преодоления бездо­рожья есть немало нюансов. Но универсальное правило таково: забуксовали — ​включаем передачу ручного режима, блокировку межосевого дифференциала и начинаем плавно давить на газ, не прекращая давление, когда сработает противобуксовочная система.

Зимой без неё никуда! Раскачать автомобиль перед тем, как освободиться из «засады», — ​это самый эффективный способ самоэвакуации. Он включает предыдущие приёмы: блокировка дифференциалов, по крайней мере межосевого, а также грамотная работа с противобуксовочной — ​ну, это вы знаете…

На механической коробке передач раскачка довольно проста, осуществляется чаще всего с помощью педали сцепления, которой подают короткие импульсы. Внедорожник именно раскачивается.

Получив некую свободу перемещения, можно начать переключать передачи вперёд-­назад. Сперва короткими рывками, удерживая автомобиль в крайних верхних точках, а после — ​пользуясь противобуксовочной. Неразрешимая для многих задача раскачки на «автомате» решается так же просто. Даже проще — с учётом того, что у вас «две педали и две ноги».

Да, тормозом можно управлять и левой ногой, хотя не обязательно. Толкнули внедорожник коротким нажатием на педаль газа — ​дали откатиться назад. Толкнули — ​назад. Только у вас нет сцепления, а так всё то же самое. Появилось расстояние, достаточное для отката назад, хотя бы сантиметров 30, — ​начинаем тормозить в крайних верхних точках траектории и, переключившись на реверс, откатываться назад. Снова тормоз, переключение, причём обязательно надо дождаться полного переключения, характерного толчка, после — ​рывком вперёд. И так до полного освобождения.

Очень важно не буксовать! Иначе все усилия впустую. Если вам самим никак не удаётся освоить навык раскачки или трудно дозировать газ, техника Toyota снова придёт на помощь. У внедорожников Toyota есть система, которая называется Crawl Control, — ​своего рода внедорожный круиз-­контроль. Активировав её клавишей, вы выбираете переключателем нужную скорость от 3 до 12 км/ч, и автомобиль автоматически увеличивает тягу двигателя при увеличении нагрузки и уменьшает при снижении.

Включаете Crawl Control, отпускаете педаль газа и направляете внедорожник туда, куда хотите чтобы он двигался. Тут вообще ничего не надо уметь, разве только выбор скорости может озадачить. Опыт подсказывает, что чем мягче и податливее грунт, тем выше должна быть выбранная скорость. Универсальной можно считать 9 км/ч. Если покажется быстро, переключите на 6 км/ч, как только выберетесь.

Главное — ​помните: 30 % успеха на любом бездорожье — ​это не шины, не техника и даже не пилот, а разведка. Еще 30 % — ​навыки и опыт, а остальное от вас уже не так сильно зависит. Не ленитесь пройти места, которые вызывают у вас сомнения, учитесь и доверяйте своему внедорожнику, он этого явно заслуживает.

К сожалению, никакая теория не заменит практику, а практики недостаточно без периодических повторений. Знания, навыки и здравый смысл — секрет успеха на бездорожье.

Похожее по теме

  • Тёмные рыцари

    Чёрное хорошо выглядит на белом фоне — ​это доказывают новые комплектации Lexus LS и Lexus NX.07.12.2019

  • Созданный для драйва

    Комфортабельный компактный седан со спортивным характером — ​это Lexus IS. В любом поколении хоро

    07.12.2019
  • Lexus показал, как надо

    Само совершенство — ​именно так можно оценить подготовку внедорожника Lexus GX 460 энтузиастами и

    07.12.2019
  •  Феномен Toyota RAV4

    Новое поколение кроссовера — ​это технологический и стилистический прорыв.

    07.12.2019
  • Числа

    10 000 000 внедорожников семейства Land Cruiser продано за все времена.

    07.12.2019
  • Toyota Fortuner: Новое поколение классики

    Проба нового классического внедорожника Toyota Fortuner на дорогах и бездорожье.

    07.12.2019
  • Как быть достойным предков

    В нашей рубрике третье поколение культовой модели Toyota Land Cruiser Prado.

    07.12.2019
  • Самая герметичная Toyota

    Проект Toyota  лунного транспорта для JAXA — японского государственного аэрокосмического агентств

    07.12.2019
  • 70 лет системе Toyota

    В 2018 году исполнилось 70 лет легендарному методу управления Toyota Production System (TPS).

    07.12.2019
  • Восхождение

    30 лет назад, в январе 1989 года, в реку автомобильной истории влился мощный поток, а на горизонт

    07.12.2019
  • Бойцы особого назначения

    Теперь аббревиатура TRD будет встречаться у нас ещё чаще

    07.12.2019
  • Покоритель сердец

    Toyota RAV4 была популярна в России всегда: может, в её успехе есть какой-то секрет?

    07.12.2019