Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Отойти от станка

12.01.2018

Toyota Motor Company была основана 80 лет назад, однако по-настоящему историю ведущего автопроизводителя мира можно отсчитывать с 1929 года, когда производитель продал британской фирме Platt Brothers патент на автоматический ткацкий станок. Вырученная сумма стала первым кирпичиком в фундамент огромной корпорации, чьими машинами сегодня пользуются люди по всему миру.

Ох уж эти круглые календарные даты, вечно они всё путают! Стоит только зацепиться за одну, так потянется цепочка незнакомых имён, рядовых, на первый взгляд, событий, давно забытых модельных названий. Так же и в истории с Toyota: первый автомобиль японцы показали за год до основания автомобильного подразделения фирмы, а массовое производство наладили только в 1955 году. Почему путь от станка оказался таким долгим?

Первый автомобиль Toyota был, конечно, не собственным. Японцы пошли проторенным путем, решив не изобретать велосипеда, а взять за образец и переосмыслить лучшее из того, что могла тогда предложить мировая автомобильная промышленность. Выбор пал на DeSoto Airflow, который корпорация Chrysler начала производить в начале 1930-х. Airflow привлёк японцев не только революционным «аэродинамическим» дизайном, но и ценой. Стремясь выйти в новые сегменты, Уолтер Крайслер в августе 1929 года придумал бюджетную марку DeSoto. Интересно, что в том же году Toyota продала англичанам патент на автоматический ткацкий станок, решив вложить вырученные средства в производство машин.

Toyoda Model AA отнюдь не была слепой копией DeSoto Airflow: достаточно сказать, что за прототип двигателя взяли агрегат другой американской компании — Chevrolet. Шестицилиндровый нижневальный «рядник» развивал 65 л. с. и разгонял 1,5-тонную Model AA примерно до скорости 50 км/ч.

38_39_otoiti_ot_stanka05

До 2015 года считалось, что все экземпляры Model AA утрачены, однако по случайности один из них обнаружили… в России! Сейчас этот автомобиль находится в Музее Toyota в Японии, его подлинность подтверждена.

В 1938 году от Министерства торговли и промышленности поступил заказ на создание новой машины, меньшей по размерам. Инженеры разработали новый 2,4-литровый мотор, однако в кузове и ходовой Model AE использовали множество элементов Model AA. В ноябре 1939-го заказ был готов, а в выборе названия модели приняло участие более 600 тыс. жителей Японии, в массе своей проголосовавших за Shin Nihon Go. Показательные заезды провели уже в 1940 году, однако полномасштабное производство не начали, потому что в стране ввели ограничения на производство транспортных средств для общего пользования, оснащённых двигателями выше 750 «кубиков». Toyota смогла приступить к выпуску Model AE только в 1941 году и до июля 1943-го изготовила всего 76 образцов.

После Второй мировой войны Toyota вернулась к автомобильному производству в 1947 году, спроектировав свой первый компактный бюджетный двухдверный автомобиль Toyopet SA. Название для нового автомобильного бренда — Toyopet — по обыкновению было выбрано всенародным голосованием. 27-сильный двигатель с трудом справлялся с 1,2-тонной машиной. Зато это был первый в стране автомобиль, оснащённый радио! Запрет на производство легковых автомобилей для общего пользования полностью был снят в 1949 году, однако и тогда фирма не сумела нарастить объём выпуска — изготовили всего 215 машин. Немногим более успешной стала следующая Toyopet Model SD: мотор её взяли от SA, ехала она еле-еле и с ноября 1949 по февраль 1952 года нашла только 665 покупателей.

Седан Model SF, уже с привычными трёхобъёмными формами, появился в 1951 году. Двигатель на нём стоял всё тот же, масса — те же 1,5 тонны, чудес по динамике ждать не приходилось. Правда, тихоходную машину с большим салоном, в которой пассажиры с комфортом размещались во втором ряду, с удовольствием брали таксопарки, поэтому к августу 1953-го фирма вышла на рекордные 3653 экземпляра.

И только спустя два года, основательно изучив тогдашнего покупателя, его нужды и чаяния, японцы показали свою первую по-настоящему успешную, массовую, конвейерную модель Toyopet Crown. «Корона», оснащённая независимой пружинной передней подвеской, что тогда для Японии было редкостью, и переключателем ступеней на рулевой колонке, на многие годы стала ориентиром для всей автомобильной промышленности страны.

Crown, только уже не под брендом Toyopet, а под привычной нам маркой Toyota выпускают и поныне. Сейчас завершает свой путь 14-е поколение, унифицированное с Lexus GS, и уже в 2018 году в компании обещают новую версию.

Похожее по теме