Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Не нефтью единой

14.01.2019

В середине семидесятых годов прошлого столетия на дороги Советского Союза время от времени выезжал опытный «москвич», в топливный бак которого нужно было заливать… воду из-под крана! Тогда казалось, что будущее уже наступило. И в самом деле, разве работающий на воде автомобиль – это не то, о чём мечтало человечество? Но всё оказалось не так просто.

Дальше экспериментов тогда дело не пошло. Проблема в том, что электрохимический способ разложения воды на водород и кислород отнюдь не безопасен. Всегда существовала возможность утечки молекулярного водорода, который при контакте с раскалёнными деталями двигателя внутреннего сгорания мог просто-напросто взорваться. Да и КПД подобной установки оставлял желать лучшего.

В преддверии Олимпийских игр в Токио был создан полноразмерный городской автобус с использованием топливных элементов – Toyota SORA. Точнее сказать, это электробус.

Одновременно предпринимались попытки найти водороду применение, отличное от банального сжигания его в камере сгорания ДВС. Вот тут и явились на сцену так называемые топливные элементы. Принцип действия силовой установки, базирующейся на них, приблизительно таков: газообразный водород, являясь, по сути, аккумулятором, вступает во взаимодействие с кислородом и вырабатывает электричество, которое, в свою очередь, уже выполняет необходимую работу.

Кстати, микроавтобус RAF, впервые в мире оснащённый подобным агрегатом, появился тоже в СССР ещё в начале восьмидесятых всё того же прошлого века.

На какое-то время идея, что называется, повисла в воздухе, но в новом тысячелетии и на совершенно другом витке технологического развития её подхватили японцы. И в числе первых здесь можно отметить компанию Toyota. После нескольких экспериментов, проходивших с переменным успехом, миру был представлен серийный образец — модель легкового автомобиля под названием Mirai.

С легким паром!

10 расположенных на крыше Toyota SORA баллонов со сжатым водородом общей ёмкостью порядка 600 л позволяют отработать целую смену. При этом питающаяся от них энергоустановка ничего, кроме обычного пара, в атмосферу не выбрасывает!

Впрочем, фирма решила не останавливаться на достигнутом, и в преддверии Олимпийских игр в Токио был создан полноразмерный городской автобус с использованием топливных элементов — Toyota SORA. Точнее сказать, это электробус. Но электробус с альтернативным источником энергии. SORA — это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов Sky (небо), Ocean (океан), River (река), Air (воздух). Получился некий символ круговорота воды в природе — недвусмысленный намёк на водородную составляющую нового транспортного средства. В основе конструкции лежит экспериментальный FCHV-Bus на базе автобуса Hino Ribbon City, рассчитанного на перевозку порядка 70 пассажиров (из них 22 могли передвигаться сидя). На его крыше были размещены пять баллонов под водород суммарной ёмкостью 150 л. У новинки SORA это число составляет уже 600 л, хотя количество баллонов увеличилось всего лишь вдвое. Секрет подобного несоответствия прост — предельное давление в них было повышено с 35 до 70 МПа. Также по центру крыши нашли приют два блока топливных элементов системы TFCS (Toyota Fuel Cell System) производительностью 114 кВт каждый. FC Stack (так называются эти блоки) несут в себе полимерный электролит, а высоковольтный конвертор вырабатывает из нагнетаемого вентиляторами воздуха кислород, который, в свою очередь, вступает в вышеупомянутых блоках в реакцию с поступающим из баллонов водородом. Вырабатываемая топливными элементами электроэнергия питает пару асинхронных двигателей постоянного тока мощностью по 113 кВт каждый, выдающих суммарно крутящий момент в 770 Н·м. Моторы встроены в ступицы заднего моста, что плюс ко всему экономит подпольное пространство электробуса.

Перевозка пассажиров — не единственная функция этого транспортного средства. В случае стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации (в Японии такие явления не являются редкостью) водородный электробус должен стать передвижной электростанцией — запаса вырабатываемой им энергии хватит для снабжения небольшого дома в течение нескольких суток.

SORA – это аббревиатура, составленная из первых букв английских слов Sky (небо), Ocean (океан), River (река), Air (воздух). Этакий символ круговорота воды в природе.

Имеющиеся на борту аккумуляторные батареи всегда можно подзарядить на специальных подстанциях или через мобильный блок.

Также стоит отметить, что SORA — это не только топливные элементы. В новинке нашли широкое применение всевозможные электронные системы и «интеллектуальные» помощники. В первую очередь стоит упомянуть об автоматическом контроле рулевого управления и замедления при подъезде электробуса к остановке. Это устройство даёт возможность остановиться у места посадки пассажиров с зазором порядка 6 см от бордюрного камня и выдержать дистанцию до впереди стоящего транспортного средства с точностью до 10 см. Кроме того, восемь камер внешнего обзора в режиме реального времени мониторят обстановку вокруг и подают сигнал водителю, не давая наехать на пешехода или велосипедиста, попавшего в мёртвую зону зеркал заднего вида. Также Toyota SORA оборудована системой ITS Connect (Intelligent Transportation System), которая даёт электробусу возможность «общаться» с соседями по дорожному потоку, а также с путевой инфраструктурой. Опция отслеживает ускорения и торможения едущих рядом автомобилей, позволяет выдерживать линейную скорость на маршруте и пользоваться системой управления светофорами PTPS (даёт приоритет движения автобусам).

Первая партия электробусов на топливных элементах SORA численностью в 100 единиц поставлена муниципальным структурам Токио и уже обслуживает центр города. Впоследствии эти машины доберутся и до других городов Страны восходящего солнца, где пройдут летние Олимпийские игры 2020 года.

Стоит отметить, что SORA – это не только топливные элементы. В новинке нашли широкое применение всевозможные «интеллектуальные» системы. К примеру, система кругового обзора не позволит никому из находящихся рядом попасть в мёртвую зону.

Toyota Mirai

Осенью 2013 года на Токийском автосалоне был официально представлен первый в мире серийный автомобиль на топливных элементах. Он получил название Toyota Mirai. За основу был взят футуристичный концепт-кар Toyota FCV. Продажи в Японии стартовали ровно через год, а ещё год спустя модель появилась за океаном и в Старом Свете.

В основе этого автомобиля лежит силовая установка на топливных элементах FC Stack — тех же самых, что и на электробусе SORA, только меньшего размера. В них в результате взаимодействия водорода и кислорода вырабатывается электроэнергия. Поскольку это не тепловая машина (здесь не сжигается топливо), то КПД подобного агрегата очень высок — более 80 %. Для сравнения: современный 1,3-литровый бензиновый мотор Toyota имеет КПД всего лишь 30 %. Притом, что на настоящий момент это один из самых лучших показателей в мире среди ДВС!

Под днищем автомобиля располагаются два резервуара для хранения водорода под давлением 70 МПа. Такая ёмкость позволяет на одной заправке проехать около 650 км. Время полной заправки составляет порядка трёх минут. Максимальная скорость Mirai — 175 км/ч.

Похожее по теме

  • Счастливый век

    Toyota Century остаётся фаворитом среди руководителей самого разного ранга в Стране восходящего с

    14.01.2019
  • Пять шагов к истине

    Генти генбуцу — один из принципов, которым руководствуется Toyota, а также многие крупные компани

    14.01.2019
  • Числа

    30 лет минуло с того момента, как с конвейера сошёл первый серийный Lexus LS 400. 

    14.01.2019
  • Путешествие в стиле Fallout

    Отчёт о приключениях на Кузбассе.

    14.01.2019
  • Lexus LX 470: Есть миллион!

    В нашей рубрике Lexus LX 470, который недавно разменял 1 000 000 км

    14.01.2019
  • Toyota Camry: к дальнейшим подвигам готов

    Речь пойдёт о нюансах эксплуатации седана бизнес-класса с пробегом более 240 000 км.

    14.01.2019
  • Четырежды четыре

    Toyota представила две новые системы полного привода: DTV AWD и E-Four.

    14.01.2019
  • Познать кайдзен

    Кайдзен - целая философия непрерывного улучшения. В том числе благодаря ей компания Toyota смогла

    14.01.2019
  • Единый дух

    Редкий автомобиль имеет историю, аналогичную жизненному пути Toyota Camry.

    14.01.2019
  • Меч всевластия

    Toyota Land Cruiser 200 Excalibur приобрёл качества представителей сегмента «Премиум».

    14.01.2019
  • Высшая ступень

    Lexus LX Superior: что можно усовершенствовать в этом и без того совершенном автомобиле?

    14.01.2019
  • ES? Yes!

    Новое поколение Lexus ES: дизайн вряд ли кого оставит равнодушным, а уж что касается ездовых хара

    14.01.2019