Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Мы помним, как всё начиналось…

16.01.2018

Первым офисом Toyota в Северной Америке стало маленькое одноэтажное здание площадью в треть футбольного поля, первая машина с треском провалилась на рынке, а первый дилер не погорел только потому, что вовремя отказался торговать «японками». Вспомним этапы этого трудного пути…

Плохая примета

Сегодня Toyota — это символ автомобильной Америки. Компания производит самый популярный компактный кроссовер континента — RAV4 — и самые востребованные легковушки — седаны Corolla и Camry. Между тем японцы далеко не сразу подобрали ключи к сердцам американских потребителей, да и сами сотрудники компании считали выход на рынок США делом безнадёжным, ненужной тратой времени. Место для штаб-квартиры, открывшейся в США в 1957 году, выбрали, на первый взгляд, не совсем подходящее — Голливуд (район-анклав, окружённый со всех сторон кварталами Лос-Анджелеса), что вкупе с внешностью первой представленной местной публике машины Toyopet Crown стало поводом для шуточек в местной острой на язык прессе: «Toyota будет снимать фильм про старые времена».

32_37_my_pomnim_kak_vse_nachinalos02

Первый дилерский центр заработал в следующем году в 500 километрах к северу, недалеко от Сан-Франциско, где Toyota к тому времени сформировала небольшой логистический хаб. В шоу-руме рядом с Toyopet Crown стоял внедорожник BJ, лишь недавно переименованный в Land Cruiser. У него ещё не было цельнометаллического кузова — водителя и пассажиров от непогоды защищал тент, а под капотом стоял нижневальный мотор с отдачей всего в 27 «лошадей» с литра. К владельцу дилерского центра приехал лично Сёитиро Тойода: сын основателя компании и тогдашний президент Toyota поблагодарил за доверие и вручил хозяину шоу-рума часы Seiko. Не знал, наверное, топ-менеджер, что такие подарки — к разлуке. Примета сработала: ни одна из импортированных машин не заинтересовала американцев, и если «джипы» из первой партии худо-бедно нашли своих покупателей, то часть привезённых в США Toyopet Crown пришлось возвращать в Японию.

Мицуо Ямада, который в то время был самым молодым сотрудником экспортного отдела Toyota, вспоминал, что Toyopet Crown оказалась для Америки слишком тихоходной: в США уже разрешалось ездить со скоростью 55 миль в час (88 км/ч), и американцы вовсю путешествовали через всю страну. Максимальная скорость у Toypet Crown была всего 100 км/ч, водителю приходилось раскручивать коленвал до 4000 об/мин — именно при этих оборотах достигалась максимальная мощность в 48 л. с. Машину оснащали трёхступенчатой ручной коробкой, третья ступень как раз была прямой. Нетрудно представить себе, как напрягался 1,5-литровый мотор, да и вообще весь силовой агрегат, чтобы везти 1,2-тонную Crown, да ещё и с пассажирами. При троих-четверых седоках в салоне с относительным комфортом на Crown можно было перемещаться со скоростью около 40–50 км/ч. Собственно, как раз с такими скоростями японцы в то время и путешествовали по своим островам.

Работа над ошибками

В следующие пять лет инженеры Toyota с присущей им методичностью ежедневно экспериментировали с новыми разработками, попутно стараясь понять американского потребителя. И это дало свои плоды: отношение к Toyota в США изменилось в 1965 году, когда в страну привезли третье поколение Corona — тогда свои автомобили Toyota всё еще предлагала под брендом Toyopet. Это имя победило на публичном конкурсе в 1947 году.

Специально для рынка США мощность мотора Corona подняли с 70 до 90 л. с. Ручная коробка осталась трёхступенчатой, но появился «автомат». Он был всего с двумя передачами, медленно разгонялся, зато Corona с ним свободно ездила по американским магистралям без поломок. К слову, новая Corona была на 250 кг легче Crown, а это масса двух, а то и трёх пассажиров! В общем, японские машины стали значительно проворнее.

32_37_my_pomnim_kak_vse_nachinalos03

Toyota Corona предложила покупателям «комфортные» опции, прежде доступные только владельцам больших американских машин.

Аудитория была изучена досконально: японцы жаждали больших продаж, поэтому и ударили в «народный» VW Beetle. «Жук» по тем временам считался в Америке самым безотказным автомобилем, однако не был оснащён теми же «комфортными» опциями, что и большие американские машины. А вот Toyota сумела предложить гибридный вариант. По комфорту, особенно для пассажиров второго ряда, Toyopet Corona была на голову выше «Жука», а по оснащению — на две головы. При этом выглядела она современнее большинства классических туземных седанов — в середине 60-х американские дороги ещё были заполнены шестиметровыми хардтопами со здоровенными «плавниками».

Конечно, не обходилось и без накладок: кондиционер, появившийся на американской версии Corona, давал большую дополнительную нагрузку на двигатель, поэтому если водитель хотел охладить салон, ему приходилось сильнее жать на газ, чтобы сохранить ту же скорость. Это приводило и к повышенному расходу горючего, и к перегреву мотора. Дело в том, что американцы ставили кондиционеры на свои машины преимущественно с «объёмистыми» моторами — от трёх литров и выше, и там охлаждающая система почти не нагружала ДВС. Японским инженерам работа кондиционера с небольшим мотором не была знакома, и они потратили немало сил, чтобы устранить проблему. Как бы то ни было, в 1965 году Toyota продала в США 2 847 машин, а год спустя уже 16  411. В 1968 году, когда дилеры реализовали в Штатах 72 554 экземпляра, стало ясно, что Toyota из страны уже никуда не уйдёт.

Мудрое решение

Ещё один прорыв случился у Toyota в Новом Свете в 1968 году. К тому времени сотрудниками американской штаб-квартиры были уже не только японские экспаты, но и сами американцы, пришедшие в молодую компанию. Их опьянил успех Corona, и они не переставая бомбардировали японскую штаб-квартиру депешами с предложениями начать выпуск «настоящих американских машин для Америки». В Toyota подумали-подумали… и сделали всё наоборот: чтобы не входить в соперничество с «большой тройкой», они предложили не большой автомобиль, а маленький — меньше, чем Corona!

32_37_my_pomnim_kak_vse_nachinalos05

Машиной, окончательно утвердившей Toyota в США, стала Corolla — она и по сей день остаётся самым популярным компактным седаном континента.

Отсутствие задних дверей (поначалу в США поставляли только двухдверный седан) позволило сократить массу машины до 700 кг, поэтому даже 60-сильный мотор легко вёз «Короллу» с водителем и пассажиром. В 1968 году, спустя два года после появления в Японии, автомобиль показали американцам — и продажи марки тут же подскочили: в 1969 году в США купили уже почти 125 тыс. машин.

32_37_my_pomnim_kak_vse_nachinalos07

В США ещё не заработало дизайн-бюро Calty, а японцы уже придумали «чисто американский» концепт, предварявший Celica.

70-е годы в Америке были отмечены не только появлением Celica, которая стала суперпопулярной у американской молодёжи, и Carina, на которую обратил внимание средний класс, но и наращиванием производственных мощностей марки. Так, в 1972 году фирма открыла в США свои первые цеха, где совместно с компанией Atlas начала производство рам для пикапов Hilux, а через пять лет — большой технический центр. В промежутке между двумя этими событиями в Калифорнии заработала студия Calty Design Research, сотрудники которогой начали разрабатывать машины для американского рынка. В 1975 году Toyota стала импортёром номер один в США, опередив Volkswagen, а спустя несколько месяцев у неё появился тысячный дилер.

В 1986 году Toyota стала первым из зарубежных автопроизводителей, продавшим в Америке более миллиона машин. В том же году японцы наконец-то открыли свой собственный завод: 7 октября Corolla FX16 стала первой «Тойотой», сошедшей с североамериканского конвейера. Конец 80-х выдался ударным: в 1988 году запустили версию Camry в «широком кузове», шестое поколение которой и сегодня удерживает первенство в сегменте легковых автомобилей в США, а в 1989 году японцы представили сразу две модели своего люксового бренда Lexus — LS и ES, но это, как говорится, уже другая история…

Сегодня Toyota продаёт в США ежегодно по 2,5 миллиона автомобилей, а количество всех выпущенных в стране машин превысило отметку в 25 миллионов.

32_37_my_pomnim_kak_vse_nachinalos10

Похожее по теме

  • Отойти от станка

    Toyota Motor Company была основана 80 лет назад, однако историю ведущего автопроизводителя мира м

    16.01.2018
  • Впереди планеты всей

    Какой автомобиль лучше — новый Fortuner или Land Cruiser Prado? Отвечаем на вопросы по главной ро

    16.01.2018
  • О дивный новый мир

    Toyota Concept-i прибыл на CES в сопровождении аппаратов Concept-i Walk и Concept-i Ride. Интерес

    16.01.2018
  • Фиолетовый? Нет – ​«зелёный»!

    Toyota показала экологически чистый концептуальный вэн с колёсной базой больше, чем у представите

    16.01.2018
  • Верен себе

    Получив релиз Toyota о «полностью новом внедорожнике LC Prado», многие подумали, будто японцы и в

    16.01.2018
  • Будущее где-то рядом

    В чем секрет нового кроссовера C-HR Hy-Power?

    16.01.2018
  • Невидимка с секретами

    Toyota GR HV Sports Concept - действительно интересная штуковина, способная удивить!

    16.01.2018
  • «Полувековые» ценности

    Toyota представила модель седана Century третьего поколения.

    16.01.2018
  • Сжимая пространство и время

    Ещё ни одна компания в мире не показывала и новое поколение модели, и её будущую модернизированну

    16.01.2018
  • Лунный странник

    Концепт Toyota Tj Cruiser — это сокровищница идей и гимн практичному отношению к жизни!

    16.01.2018
  • Предводитель племени

    Toyota Land Cruiser — настоящая легенда и один из «локомотивов» линейки Toyota.

    16.01.2018
  • Музейные ценности

    Отправиться в путешествие по столетней истории Toyota сегодня можно в десятках мест по всему миру

    16.01.2018