Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Как быть достойным предков

12.09.2019

Благодаря высокому качеству изготовления и надёжности Toyota Land Cruiser Prado обрёл свой статус. Сего­дня в нашей рубрике третье поколение культовой модели.

Первое поколение Prado, мостовое и квадратное, никакого отношения к нашему ­герою не имеет, поэтому сразу о втором. А вот второе — Toyota J90, представленная в Париже в 1996 году, — выстрелило с первого патрона в десятку. Наисовремен­нейший на тот час Toyota Land Cruiser Prado примерил новый, с иголочки, кузов на испытанном шасси пикапа Hilux. И, надо сказать, автомобиль даже сегодня, спустя четверть века, выглядит вполне актуально и современно. Ярлык «вымирающий мамонт» ему точно не повесишь. Потенциальные клиенты могли выбрать Prado как в трёх-, так и в пятидверном исполнении. А вот под капотом, кроме 2,7-литровой бензиновой «четвёрки», прижился 3,4-литровый V6 мощностью 185 л. с., а также четырёхцилиндровый дизель объёмом 3,0 л мощностью 125 или 145 л. с. — в зависимости от рынка. Модель продержалась на конвейере до 2002 года с рестайлингом в 1999-м. Кстати, после модернизации мощность трёхлитрового турбодизеля возросла до стабильных 170 л. с.

Именно с Toyota Land Cruiser Prado 120 начались эксперименты с новой волной корпоративного дизайна внедорожников.

Продолжая тенденцию, Toyota Prado J120 выпускался в трёх- и пятидверном кузовах с длинной и короткой колёсной базой, постоянным полным приводом и понижающей передачей.

И наконец, в 2002 году миру явилась третья генерация внедорожника — Toyota Land Cruiser Prado серии J120. Этот автомобиль — образец того, как должен выглядеть настоящий внедорожник. При проектировании Prado разработчики пытались совместить в нём высочайшую надёжность, отменную проходимость и достойный уровень комфорта, свойственный легковым автомобилям. И у них это хорошо получилось. Автомобиль едет по трассе, словно приклеенный, а повороты проходит очень надёжно, пусть и с небольшими кренами — спасибо передней независимой подвеске. При этом в салоне даже на больших скоростях — тишина. Ну а вне дорог ему и сегодня найдётся мало равных.

Продолжая традицию, внедорожник выпускался в виде трёхдверки и пятидверки. Не ослабел и арсенал борьбы с плохими дорогами. В полноприводной трансмиссии имеется понижающая передача, а также блокировка межосевого и заднего дифференциалов. На автомобиль устанавливались бензиновые «четвёрки» объёмом 2,7 л мощностью 150 и 163 л. с., а также 4,0-литровый V6 мощностью 249 л. с., единственный 3,0-литровый турбодизель развивал 163 л. с., с 2006 года — 173 л. с.

Там, где знают всё

На вторичном рынке очень много Prado третьего поколения, и найти достойный экземпляр довольно просто. Иногда даже попадается внедорожник мечты — автомобиль с реально маленьким пробегом, в идеальном техническом состоянии и с одним хозяином в ПТС. Если знать, где искать, то удача вам непременно улыбнётся. Сотрудники дилерского отдела trade-in рассказывали, будто один из клиентов привозил восемь Land Cruiser на диагностику и остановился на том, что стоял у них в салоне. Это, кстати, намёк, где искать автомобиль… Там, где о нём знают всё, конечно!

Мотор

Если двигатель заработал неустойчиво, потерял тягу и стал потреблять больше топлива, не спешите паниковать. Скорее всего, это вызвано засорением форсунок. В превентивном порядке рекомендуют их чистку каждые 30 000–40 000 км пробега. Но если Toyota пробежала уже под 300 000 км, нужна замена. Такие же симптомы — ​потеря тяги, повышенный аппетит и дёргание — ​после 150 000 км наблюдаются при забивании грязью или поломке топливного фильтра. Сама по себе чистка не обременительна, но для этого надо снимать бензобак. Заодно, кстати, проверьте состояние самого насоса — ​его реальный ресурс примерно 200 000 км. Чтобы дважды не платить за одну и ту же работу, есть смысл его заменить. С возрастом потеют прокладки и сальники. Впрочем, замена недорога.

Приобретать Toyota нужно только в надёжном месте с исчерпывающей проверкой технического состояния профессионалами.

Почему только на обслуживание? Да потому, что автомобиль практически не ломается, но масло каждые 10 000 км менять ­всё-таки надо. И фильтры… А так бензиновые моторы отличаются феноменальной надёжностью. Например, 150-сильный 3RZ-FE объёмом 2,7 л и его 163-сильный собрат 2TR-FE с системой автоматического регулирования фаз газораспределения VVT‑i оснащены цепью в приводе ГРМ, которая наделена фантастическим по современным меркам ресурсом. Бывали случаи, когда цепь вместе со звёздами и роликами, успокоителями и натяжителями меняли к 400 000 км пробега.

Эти крепкие внедорожники в своё время отлично продавались, и проблем с поиском определённой версии, цвета или комплектации на вторичном рынке быть не должно.

Флагманский четырёхлитровый V6 серии 1GR-FE вообще неубиваемый. Хотя он обходится дороже в обслуживании по сравнению с «четвёрками» и в силу своего значительного объёма требовательнее к перегреву. Поэтому возьмите за правило постоянно следить за температурой мотора и чистить радиаторы двигателя и кондиционера. Если Prado больше 12 лет, наверняка придётся менять сальники и прокладки головки блока и клапанной крышки, устанавливать ремкомплекты и обновлять навесное оборудование. При этом статистика утверждает, что эти моторы имеют ресурс в 700 000 км.

А дизели могут пройти и миллион. Специалисты считают, что главный враг их долговечности — большое количество серы в российском топливе, от чего забиваются каналы и форсунки, абразивом поражаются трущиеся части, а в тяжёлых случаях даже прогорали поршни. Впрочем, ремонт в этих случаях брали на себя дилеры в рамках отзывной кампании. Случались проблемы и с турбиной. Она выходила из строя из-за поломки исполняющего механизма, изменяющего угол положения лопаток турбины. Периодическая очистка воздушного тракта турбины от посторонних отложений существенно продлит жизнь актуатору. Японцы учли все эти проблемы и по большей части устранили их. После 2005 года дизель стал заметно надёжнее.

Приборная панель как образец простоты, читаемости и минимализма. При этом приборы недвусмысленно говорят: внимательно следи за оборотами.

Салон автомобиля по нынешнем меркам довольно скромный, но неплохо укомплектован и потрясающе живуч, а это для внедорожника самое главное.

Кузов

Ржавчина не щадит никого, хотя Prado неплохо защищён от коррозии. Только у видавших виды экземпляров хромированные детали тускнеют, а на капоте, колёсных арках и порогах местами вспучивается краска. Надо проверять и раму, которая практически не защищена от агрессивной внешней среды. Также с возрастом провисает дверь багажника. Для того чтобы поправить её, достаточно отрегулировать петли.

Коробки без сюрпризов

Зато с коробками передач проблем отродясь не было. Сперва на внедорожнике стояли пятиступенчатая «механика» или четырёхдиапазонный «автомат», с 2005 года он стал пятиступенчатым. МКП встречается на подержанных Prado не так часто, как автоматическая. Зато долговечности ей не занимать. АКП тоже не огорчает поломками. Если на 4–6-летних автомобилях она начинает дёргаться и пинаться, обычно бывает достаточно заменить в ней масло. Вообще, коробки Toyota выдерживают без ремонта до 300 000 км, а нередко и больше — благодаря своевременной смене масла. Специалисты дилерских центров ГК «БИЗНЕС КАР» рекомендуют делать это каждые 40 000–60 000 км.

Однако при покупке подержанного Toyota Land Cruiser Prado лучше досконально проверить работоспособность «автомата», а заодно полноприводную трансмиссию: ​раздаточную коробку, сервоприводы блокировки межосевого дифференциала, передний редуктор и кардан с крестовинами и подвесным подшипником. Также проверьте пыльники ШРУСов, они обычно начинают дубеть после 7–8 лет эксплуатации. Если вовремя не заменить эти копеечные детали, придётся покупать новые «гранаты». Примерно такой же ресурс у передних ступичных подшипников, которые меняются в сборе со ступицей.

Toyota Land Cruiser Prado удивительным образом смог собрать и аккуратно разложить по полочкам самые востребованные черты внедорожника своего времени.

Что касается ходовой части, то Prado оснащался как пневматической, так и обычной пружинной подвеской. Если вы не сибарит, то и стандартное шасси вполне устроит. У внедорожника потрясающая плавность хода даже на обычных амортизаторах. Главное, что элементы ходовой очень крепкие и ходят в среднем до 200 000 км, причём амортизаторы с пружинами способны выдержать и больше.

А вот с пневматикой всё немного сложнее. Если ездить с травящими воздух «подушками», то вскоре выйдут из строя не только они, но и отнюдь не дешёвый компрессор. Внимания могут потребовать датчики положения кузова — хотя эти детали и не дороги и менять их стоит к 150 000 км пробега. Однако желающих ездить на автомобиле с пневматикой очень много. В дилерских центрах ГК «БИЗНЕС КАР» действуют специальные программы и расценки для внедорожников старше пяти лет.

В движении — жизнь

Рулевая рейка после 150 000 км может постукивать, что не криминально. Обычно посторонние звуки исходят от эластичной муфты или рулевого карданчика. Зато тяги с наконечниками выдерживают более 250 000 км. Надо сказать, что такой почтенный возраст (а самому старому Prado уже более 15 лет) и немалые пробеги накладывают свой отпечаток. Закисают тормозные суппорты, в основном задние. Может потечь главный тормозной цилиндр, выходит из строя перепускной клапан в крышке расширительного бачка. Закисает тросовый механизм стояночного тормоза. Но в этом виноваты сами владельцы. Ручным тормозом надо периодически пользоваться, даже если у вас автомобиль с «автоматом».

Дизель

В отличие от бензиновых моторов, механизм газораспределения у дизелей приводится зубчатым ремнём, срок службы которого 120 000 км. Надо отметить, что только у тойотовских двигателей такой гигантский ресурс ремней. Причём реально они служат в полтора раза дольше. От химических реагентов, которыми поливают российские дороги, раньше времени сдаёт радиатор двигателя, тем не менее 160 000–220 000 км он выдерживает. Примерно столько же ходит и водяная помпа. Стартер и генератор и вовсе выхаживают 250 000–300 000 км.

Выпускали семи- и пятиместные версии автомобиля. Выгоднее купить семиместный внедорожник, а кресла убрать, если они не нужны. Сделать это очень легко.

Впрочем, с возрастом и без обслуживания может закиснуть всё. Даже трапеция передних стеклоочистителей и заднего дворника. К счастью, их можно разработать с помощью WD‑40, затем смазать густой смазкой — и повторять процедуру раз в год. Следить нужно и за трубками кондиционера, которые проложены под днищем. Электрооборудование очень надёжное. Сбои бортовой сети лечатся в основном зачисткой контактов и разъёмов.

И это, пожалуй, всё. Для довольно сложного в техническом плане внедорожника болячек очень мало, да и те проявляются на весьма солидных пробегах и легко лечатся. Причём не факт, что на вашем экземпляре все эти неполадки обязательно всплывут. Главное, что с покупкой подержанного Toyota Land Cruiser Prado вы неизбежно будете обладать проверенным временем и очень удобным внедорожником легендарной «тойотовской» школы. А это дорогого стоит.

Похожее по теме

  • Самая герметичная Toyota

    Проект Toyota  лунного транспорта для JAXA — японского государственного аэрокосмического агентств

    12.09.2019
  • 70 лет системе Toyota

    В 2018 году исполнилось 70 лет легендарному методу управления Toyota Production System (TPS).

    12.09.2019
  • Восхождение

    30 лет назад, в январе 1989 года, в реку автомобильной истории влился мощный поток, а на горизонт

    12.09.2019
  • Бойцы особого назначения

    Теперь аббревиатура TRD будет встречаться у нас ещё чаще

    12.09.2019
  • Покоритель сердец

    Toyota RAV4 была популярна в России всегда: может, в её успехе есть какой-то секрет?

    12.09.2019
  • Числа

    30 лет исполнилось бренду Lexus. 12 моделей было выпущено с 1989 года и выпускается сейчас.

    12.09.2019
  • Поспешай не торопясь

    Одним из 14 принципов организации работы в компании Toyota Motor является немаваси...

    12.09.2019
  • Тёмное вдохновение

    Палитра версий внедорожника Lexus LX 570 пополнилась новым исполнением Inspiration Series.

    12.09.2019
  • Приятное с полезным

    Новая трансмиссия Toyota включает в ­себя не только вариатор...

    12.09.2019
  • Богиня восходящего солнца

    О ней слагают легенды, ей посвящают песни, о ней мечтают…

    12.09.2019
  • Бестселлер

    Запуская в 1966 году в производство модель Corolla, маркетологи компании...

    12.09.2019
  • Лучше меньше…

    Не зря говорят, что встречают по одёжке

    12.09.2019