Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Помнишь, как всё начиналось?

18.09.2016

Департамент «Аренда автомобилей» — лишь один из многих в структуре группы «БИЗНЕС КАР». Но отношение к нему особое, ведь именно с проката автомобилей началась история успешного бизнеса, превратившего скромное советско-японское совместное предприятие в крупнейшую дилерскую сеть Toyota и Lexus в России.

Взять машину в аренду сегодня просто. Однако разные компании по-своему оформляют документы и организуют передачу автомобилей. Клиенты ГК «БИЗНЕС КАР» уже привыкли брать машины быстро и без проволочек, ведь это само собой разумеется: принятые заказы всегда выполняются, весь автопарк принадлежит компании, водители — в штате, а схема оплаты прозрачна. Отлаженные бизнес-процессы — плод кропотливого труда на протяжении четверти века! Прокат автомобилей был самым первым направлением деятельности современной компании «БИЗНЕС КАР». Как всё начиналось, рассказывают сотрудники, развивавшие этот бизнес с самого начала девяностых.

Николай Зайцев

в 90-х и сейчас директор департамента аренды автомобилей:

— Мы то и дело сталкивались с нестандартными ситуациями. Поскольку наша компания была одним из пионеров автопроката, «подсмотреть» типичные решения было просто не у кого, приходилось включать смекалку и самим находить выход.

Первые шаги

В архиве компании хранится письмо, распечатанное на электромеханической пишущей машинке: советско-японское совместное предприятие «БИЗНЕС КАР» изве­щает «представительства иностранных фирм, международных банков и организаций, аккредитованных в СССР», о начале дея­тельности с 10 июня 1991 года. «В наш адрес уже доставлена первая партия автомобилей Toyota: Carina II и Crown».

Эти модели стали основой первого автопарка. По тем временам Carina и Crown полностью удовлетворяли запросы клиентов: для рабочих поездок предпочитали среднеразмерную «Карину», для представительских целей — большой и комфортабельный Crown. Поскольку предприятие было советско-японское, то и услугами пользовались в основном представители японских компаний.

В 1993 году аренда седана Toyota Carina II на сутки стоила 64 $, Crown обходился вдвое дороже. Самой доступной была малолитражка Daihatsu Charade по цене 55 $ в сутки — по тем временам это примерно равнялось среднемесячной зарплате в России!

— Мы изначально установили высокую планку, — вспоминает Николай Зайцев, директор департамента аренды автомобилей). — Наши клиенты, представители иностранных компаний, были людьми требовательными, и приходилось прилагать немало усилий, чтобы соответствовать их ожиданиям.

Начало девяностых годов: отправить письмо партнерам можно было только обычной почтой или по факсу, если таковой имелся у принимающей стороны.

«Немало усилий»

Это скромная формулировка. Представьте, что вам необходимо поддерживать автомобили в идеальном состоянии, однако документации по машинам минимум, такое же мизерное количество опыта по ремонту иномарок, а налаженных каналов поставки запчастей нет вовсе. Ситуацию осложняли и типично советские особенности бытия: к примеру, в здании, где дислоцировался автопарк, нередко без предупреждения отключали электричество.

Советские мастера не были избалованы ни оборудованием, ни инструкциями по ремонту. «Вечные» отечественные модели стояли на конвейере десятилетиями и не требовали для обслуживания особых навыков и постоянного совершенствования знаний. Другое дело иномарки. Один только заказ запчастей по VIN‑коду (номеру кузова) стал для сотрудников компании новшеством: кто бы из них мог подумать, что детали для того же седана Toyota Carina различаются в зависимости от года выпуска и комплектации! Запчасти заказывали и ждали неделями, но иногда получали неподходящие, а поскольку ждать времени не было, приходилось дорабатывать то, что есть, привлекая токарей и фрезеровщиков с дружественных заводов. Впрочем, такой «тюнинг» и в советское время был в порядке вещей.

Toyota Crown — первая представительская модель в парке СП «БИЗНЕС КАР»

«Ручная работа»

Компьютеризированных систем и привычных сегодня средств коммуникации не было. Уточнить информацию о прокате клиенты могли только по телефону. Интернетом в девяностые почти не пользовались, об электронной почте не слыхивали. Рекламу давали в «желтые страницы», коммерческие предложения высылали по факсу. Связаться с водителями по мобильному, отследить рейсы по навигатору — о таком даже не мечтали.

Напомним, речь идет не о каком-то аутсайдере, а об одном из пионеров и лидеров российского автомобильного рынка — просто такие были времена. Так закалялся рынок.

«БИЗНЕС КАР» начинал работать с иностранными автомобилями с нуля: технической литературы не хватало, инструкции и опыт по ремонту приходилось накапливать самостоятельно.

Наталия Буробина

начальник коммерческого отдела департамента аренды автомо­билей ООО «СП БИЗНЕС КАР» (в конце девяностых — эксперт по аренде):

— В 1996 году у нас было целых три компьютера и матричный принтер, но не было хорошей специализированной программы. Поэтому вначале практически всё вели вручную: расчет заказов, зарплаты сотрудников. Освоив формулы и макросы Excel и Acсess, создавали файлы для печати договоров, учета, контроля и всей аналитики. Тексты договоров аренды тоже корректировали самостоятельно, переводили на английский. Писали инструкции, положения, распоряжения. Сами себе программисты, сами себе юристы…

25 лет совершенствования

С годами бизнес становился всё более цивилизованным. Департамент разрабатывал стандарты обслуживания, воспитывал квалифицированных сотрудников.

После открытия собственного дилерского центра Toyota в 1996 году работать стало проще: автомобили обслуживали в современном цеху с заводской поддержкой.

В 1998 году на корпоративном сайте toyotabc.ru появилась рубрика об аренде, позднее заработал полноценный сайт auto-rent.ru, который сейчас включает и «Личный раздел» для постоянных клиентов. В 2003 году департамент внедрил собственную специализированную программу, в 2006 году перешел на рублевые тарифы.

Арендовать машину в Москве сейчас можно в пяти дилерских центрах (или заказать подачу к дому или в аэропорт!) — в 1991 году точка была одна. Автопарк постоянно пополняется новыми моделями. Если в девяностые аренда иномарок возрастом пять-шесть лет считалась нормальной практикой, то максимальный возраст автомобилей в нынешнем прокатном парке — всего два года.

Сегодня «БИЗНЕС КАР» предлагает индивидуальные варианты транспортного обслуживания физическим или юридическим лицам. Семь разных по размерам и уровню комфорта моделей, продуманная система скидок на аренду на различные сроки, с водителями (в том числе англоговорящими) и без — всё это на простых и понятных условиях.

Годы становления не прошли даром, тем не менее департамент не перестает искать возможности к совершенствованию. И теперь уже (в отличие от большинства мелких прокатных компаний) — при постоянной квалифициро­ванной поддержке юристов, специалистов маркетинга, бухгалтерии и отдела подбора персонала компании. Ведь постоянно меняться к лучшему — один из главных принципов японской философии.

Тарифы на аренду автомобилей в 1993 году

Не удивляйтесь ценам в американских долларах: два десятилетия назад российский рубль был молод и неустойчив, а экономика жила сделками в «свободно конвертируемой валюте». Даже аренда автомобиля гольф-класса стоила немалых по тем временам денег — около 60 $ в сутки.

Похожее по теме