Группа компаний «БИЗНЕС КАР» -
крупнейшая сеть официальных дилерских центров Тойота и Лексус в Европе

Профстандарты: когда знаешь, чего добиваться

31.08.2019

С 1 января 2020 года работодатели должны будут руководствоваться системой профстандартов при приёме на работу – это уже закреплено в Трудовом кодексе. Что это за новая система, для чего она создана и кому нужна? Ответить на эти и многие другие вопросы по теме мы попросили руководителя ACADEMY BUSINESS CAR Сергея Кожухова.

BCS: Сергей Владимирович, начнём с самого банального вопроса. Чем обусловлена необходимость обязательного введения профстандартов? Ведь у каждого образовательного учреждения в России уже есть своя программа.

Сергей Кожухов: Совершенно верно. Проблема только в том, что знания, которые дают учебные заведения, лишь отчасти перекрывают потребности реальных работодателей. Мы хорошо видим это на собственном опыте, рассматривая кандидатуры молодых выпускников ВУЗов и колледжей. Программы обучения не в полном объёме учитывают требования работодателей, они крайне редко обновляются, а ведь прогресс на месте не стоит. ГК «БИЗНЕС КАР» в течение многих лет методично прикладывает усилия для изменения ситуации к лучшему: сегодня у нас 10 вузов и 10 колледжей-партнёров, с которыми мы реализуем программы профориентации, профильные образовательные программы и программы практики, дипломное проектирование. У нас огромная сеть дилерских предприятий, мы знаем, какие именно специалисты нам нужны, какими знаниями они должны обладать для реальной работы. Но наших усилий недостаточно: тут требуется именно программа на отраслевом или государственном уровне.

BCS: Кто разрабатывает профстандарты? Есть ли уверенность, что они точно удовлетворят работодателей (в частности, ГК «БИЗНЕС КАР»)?

Для построения и развития Национальной системы профессиональных квалификаций РФ, разработки и своевременной актуализации профстандартов, формирования института независимой оценки квалификаций созданы отраслевые Советы по профессиональным квалификациям. В них входят все заинтересованные звенья: представители заводов, предприятий ритейла, профсоюзов и, конечно, системы образования. Очень важно не работать с множеством программ, как мы это делаем сейчас, а собраться вместе и обсудить единую программу, единые стандарты. Участие в работе Совета по профессиональным квалификациям в автомобилестроении даёт гарантию, что в стандартах будут учтены квалификации, знания и навыки, востребованные сегодня и завтра отраслью авторитейла.

BCS: Насколько полно существующие профстандарты охватывают перечень востребованных в авторитейле специалистов?

В значительной степени. Нужно понимать, что в одном профстандарте заложено множество разных квалификаций. Например, один из основных для нас стандартов — «Специалист по мехатронным системам автомобиля» — определяет квалификации, начиная от механика, выполняющего работы по предпродажной подготовке автомобиля, до технического директора крупного предприятия, принимающего решения в масштабах отрасли. При этом стандарты — это не что-то догматическое. Они постоянно дорабатываются с учётом меняющихся требований, появляющихся новых технологий… В среднем такая актуализация будет происходить раз в 2–3 года.

Сергей Кожухов

BCS: Кто в конечном итоге должен выиграть от введения профстандартов в вашей отрасли?

В том-то и дело, что выиграют здесь все. Будущий специалист сможет точно понимать, к чему надо стремиться, что именно от него будет требовать работодатель — ведь профстандарты разработаны с непосредственным участием производственных предприятий и представителей ритейла. Учебное заведение получит чёткую, актуальную (не оторванную от реальности) учебную программу, а предприятия смогут существенно сэкономить на подготовке кадров.

BCS: Любые стандарты подразумевают какие-то фиксированные, вполне определённые требования. В данном случае можно ли надеяться, что уровень знаний не будет зависеть от ВУЗа и уж тем более будут исключены различного рода злоупотребления в учебных заведениях?

Одно из преимуществ системы профессиональных квалификаций состоит в том, что присваивать их будут не учебные заведения, а независимые центры. Они так и называются: Центры оценки квалификации. О­­пять-таки очень важно, что эти организации будут работать под контролем Советов по профессиональным квалификациям. Кандидату, желающему подтвердить квалификацию, прежде всего предстоит сдать теоретический экзамен, оценочные средства для которого разрабатывает Совет по профессиональным квалификациям. Затем нужно будет сдать ещё и практический экзамен. Принять его может только группа сертифицированных экспертов, но они не присваивают категорию, а фактически лишь заполняют утверждённый чек-лист. Результаты экзаменов поступают в Центр оценки квалификации, и только там принимают решение по каждому кандидату. Таким образом, система, во‑первых, абсолютно прозрачна (требования находятся в открытом доступе, и любой может с ними ознакомиться) и, во‑вторых, предельно объективна.

Профстандарты – это не что-то догматическое. Они постоянно дорабатываются с учётом меняющихся требований, появляющихся новых технологий… В среднем такая актуализация происходит раз в 2–3 года. занимаются этим и независимые центры, и государственные органы, и отраслевые советы.

BCS: Насколько сложно сотруднику, уже имеющему определённую квалификацию по профстандарту, получить более высокую?

Тут сложно дать единый ответ — ситуация индивидуальная для каждого конкретного случая. Ведь профстандарты подразумевают не только определённый уровень знаний, есть требования по образованию, а также по опыту работы. Например, может получиться так, что следующая ступень доступна только человеку с высшим образованием, а у специалиста за плечами лишь колледж. Но, повторюсь, вся система профстандартов прозрачна: вы можете заранее определиться с целями, понять, что нужно для их достижения, и методично идти по намеченному пути.

BCS: В ГК «БИЗНЕС КАР» существует собственная система подготовки кадров. Изменится ли что-то в вашей внутренней структуре после появления профстандартов в сфере автомобильного ритейла?

Собственная система подготовки появилась в нашей компании во многом для того, чтобы повысить уровень выпускников, адаптировать их профессиональные знания и умения для удовлетворения потребностей наших клиентов, решения задач бизнеса. Конечно, мы надеемся, что в скором будущем к нам будут приходить кандидаты, уже обладающие необходимыми знаниями. В этом случае время на их подготовку заметно сократится. Хотя профстандарты в нашей области станут рекомендованными лишь в следующем году, мы уже начали адаптировать под них курсы ACADEMY BUSINESS CAR. В идеале хотелось бы рассчитывать на открытие Центра оценки квалификаций на базе нашей компании. Мы рассматриваем возможность такой сертификации, потому что вся материально-­­техническая база для приёма профессиональных экзаменов у нас уже есть. Более того, наши инструкторы уже проходят подготовку на должность эксперта такого центра. Будем рады внести свою лепту в качественную профессиональную подготовку будущих и уже работающих специалистов.

Кандидату, желающему подтвердить квалификацию, прежде всего предстоит сдать теоретический экзамен, оценочные средства для которого разрабатывает Совет по профессиональным квалификациям. Затем нужно будет сдать ещё и практический экзамен группе сертифицированных экспертов.

Похожее по теме

  • Наша сила – в надёжных резервах

    Кадровый резерв резерв во многом становится залогом процветания компании

    31.08.2019
  • Будущее в наших руках!

    Репортаж об очередном Московском дне профориентации и карьеры, организованном для старшекласснико

    31.08.2019
  • Знаем, умеем, делаем

    Конкурсы профмастерства в нашей компании проходят ежегодно. Нынешний, уже седьмой по счёту, стал

    31.08.2019
  • Искусство быть лучшим

    Любая компания, которая имеет стратегию развития и планирует удерживать лидирующие позиции, должна д

    31.08.2019
  • Вклад в будущее

    Образовательный проект ACADEMY BUSINESS CAR поможет вашему ребёнку определиться с выбором будущей

    31.08.2019
  • Академия автомобильных наук

    Наряду с 25-летием компании, «БИЗНЕС КАР» отмечает еще одну важную дату.

    31.08.2019